Найти тему
Арт Шпаргалка

"Дегенеративное" искусство

Оглавление

Добрый вечер, друзья!

Вопрос эстетики и ценности современного искусства, в той или иной степени, проходит "красной линией" через все мои статьи. Он же становится главной темой почти любой моей встречи на выставках, как с представителями арт-среды, так и с людьми, далекими от искусства.

И лично я, за собой, заметила интересную особенность. Я имею привычку спорить, а точнее говорить "наоборот". То есть если я сталкиваюсь с ярой безапелляционной пропагандой гениальности всего без разбора, созданного в XX веке, я начинаю отстаивать классику. Если же передо мной человек, который вообще не воспринимает даже импрессионистов и солидарен с цитатами Гитлера, у меня случается внутренний подъем и приступ нежной любви к Малевичу.

Сегодня, вместе с вами, я хочу поднять именно эту тему - Дегенеративное это все-таки искусство или нет? И что мы на самом деле об этом думаем?

Первая критика

Принято считать, что понятие появилось в 1937 году на одноименной выставке в Мюнхене. Все дело в том, что само событие стало настолько обсуждаемым, что сработал принцип "антиреклама - тоже реклама". Выставка объехала 12 городов и только в Мюнхене ее посетили более 2 миллионов человек. Отражения в СМИ и культуре так же сыграли весьма положительную роль популяризации как самой выставки, так и ее участников. Но я к ней еще вернусь, а сейчас я (как всегда) расскажу, с чего все началось.

-2

Перед вами Симха Меер Зюдфельд. Он же Макс Нордау. И он же автор знаменитого труда "Вырождение", в котором автор подвергает резкой критике декадентство (культурный упадок и регресс).

Прежде, чем я вернусь к его главному произведению, расскажу пару слов о самом Симхе (привыкла называть вещи своими именами, а людей тем более!).

Итак, этот врач, писатель, политик и соучредитель Всемирной сионистской организации родился в середине XIX века в Венгрии. Благодаря отцу раввину мальчик получил традиционное еврейское воспитание, однако в 25 лет он меняет фамилию на Нордау и относит себя к "немцу и только немцу", а в 30 уезжает в Париж.

Будучи врачом по профессии, Симха подрабатывает журналистом в европейских газетах и ассимилируется в Европе.

По его наблюдениям, наступает истинный конец эпохи и общество буквально деградирует на глазах. Всему виной, по его мнению, нездоровый образ жизни во всех смыслах. От повышения количества потребляемого алкоголя до концентрации людей в городах (а что такое Париж в конце XIX века я писала неоднократно). И именно физическое здоровье ложится в основу серьезных отклонений в психике. Его исследования касаются всех сфер и, в конечном счете, превращаются в главный труд под названием "Вырождение"

-3

Признаться, я совершила попытку осилить пару глав, но несмотря на вполне здравые и логичные мысли, лично мне трактат тянет на сектантский манифест.

Нордау говорит о повсеместном моральном разложении и уничтожении моральных ценностей. Затем, на основе произведений ведущих писателей, художников, композиторов и мыслителей века, автор показывает их предрасположенность к такого рода искусству, которое можно было бы ожидать от людей с психическими заболеваниями. "Диагноза", по мнению Нордау, не удалось избежать даже Оскару Уайлду, Ницше и Вагнеру. Что уж говорить о художниках - современниках, которые меньше 20 лет до этого представили миру первое "Впечатление".

Ах да! Забыла сказать главное - труд был написан на немецком языке! Более того, остальные его работы (а их было больше 10) так и останутся загадкой для меня и всех, кто знает немецкий на уровне Кисы Воробьянинова, ибо переведены они так и не были (за ненадобностью и неактуальностью, видимо).

Но тут, буквально через пару лет, в 1894 году случается знаменитое "Дело Дрейфуса". Дабы не уйти в подробный рассказ этого известнейшего судебного процесса, расскажу в двух словах о резонансе в обществе продолжительностью в 10 лет.

Суть в том, что французского офицера еврейского происхождения неправомерно осудили за шпионаж на Германию. По факту, дело было не в самом Дрейфусе и даже не в шпионаже. Проблема была в обществе, яро разделившемся на евреев и их сторонников и антисемитов. И вот, что мне интересно, в парадигме сегодняшней темы. Среди приверженцев невиновности Дрейфуса оказались Клод Моне, Касиль Писсаро и Поль Синьяк. С другой стороны баррикад оказались Дега, Сезанн и Матисс. Ожесточенная борьба велась на всех уровнях - от узкого круга семьи и друзей до политических партий далеко не только во Франции.

На этом фоне Макс Нордау вспоминает, что он все еще Симха Зюдфельд и становится лидером еврейского национального движения.

Начало XX века

В Европе складывается довольно интересная картина. Ярко выраженные и почти непримиримые разногласия во взглядах, активно развивающийся технический прогресс и, что важно для понимания трансформации искусства, выделение некого "меньшинства" в лице так называемых "дегенератов" (кубистов, фовистов, сюрреалистов, да что уж там, даже импрессионистов). Все эти новые стили свидетельствовали о серьезных психических расстройствах как их авторов, так и поклонников. Если посмотреть на это со стороны и по прошествии времени, то речь буквально обо всех представителях творческих профессий.

И это парадокс, поскольку сам по себе технический прогресс не мог не отразиться на искусстве. Молодые художники в жажде познания и развития стремились к новым формам и экспериментам. Любое открытие отображалось в работах мастеров, а фантазия "дорисовывала" будущие изобретения. Атомы, рентген, самолеты, автомобили, фотография - и все это с немыслимой скоростью врывалось в повседневную жизнь.

Однако, критика неспособных адаптироваться и принять стремительно меняющийся мир консерваторов приписывала все эти трансформации в искусстве к психическим расстройствам. Вероятно, это тоже своего рода защитная реакция в попытке зацепиться за что-то "вечное". А что может быть более вечным, чем искусство или религия, которые совсем недавно были единым целым на протяжении более 1000 лет...

На мой взгляд, именно в этом кроется первая причина такого ярко выраженного отторжения современного (хотя какое оно уже современное) искусства большинством людей - страх перемен и отождествление искусства с церковью.

Но давайте вернемся к началу XX века. У нас получилась очень интересная цепочка:

Люди с психическими расстройствами (по мнению развивающейся медицины) - представители творческих профессий - евреи.

Будучи с детства предрасположенной к быстрому развитию в любой сфере, эта национальность довольно быстро вышла на лидирующие позиции. И все это в рамках ограничений и барьеров, выстроенных обществом большинства европейских стран.

По иронии судьбы это полу-случайно сформировавшееся сообщество, в конечном счете, станет базовым в формировании целой индустрии - Современного Арт-рынка.

1937

Несостоявшийся и непринятый художник Гитлер (у меня тут целая подборка его картин)

зацепился за понравившееся слово "дегенеративное", прочтенное им в труде немца Макса Нордау. Схожесть во взглядах, понятное изложение на родном языке и актуальность идеологии затмила истинное происхождение главного героя нашей первой главы. Рискну предположить, что и факты биографии Нордау были тщательно скрыты, чтобы не рушить нацистскую легенду двойными стандартами.

-4
"Кубизм, дадаизм, футуризм, импрессионизм и т. п. не имеют ничего общего с немецким народом. Потому что все эти термины ни стары, ни современны, но они являются лишь искусственным производным людей, которым Господь отказал в таланте истинно художественной одарённости и вместо неё одарил их даром болтовни и обмана". Гитлер.

Я не стану расписывать вам всех авторов 650 картин, представленных на выставке.

Но обращу внимание на еще один интересный факт. Накануне нашумевшего события, специальная комиссия получает от фюрера задание конфисковать из музеев Германии все картины, написанные за последние 50 лет. Таким образом в зернохранилище Берлина оказывается больше 20 тысяч картин! Но прежде, чем все сжечь, нацисты принимают решение заработать на авторах, чьи имена к тому времени уже были хорошо известны во всем мире.

4500 картин, отобранных на продажу, свозят в Швейцарию и распродают на аукционах. Таким образом галереи Европы и Америки получают буквально за бесценок картины Пикассо, Ван Гога, Модильяни и так далее. А фашисты невольно становятся первыми, кто сделал масштабный вклад в стимуляцию массовых аукционных продаж современного искусства.

Ну скажите круто! Немец еврейского происхождения пишет труд, который Гитлер использует в "Майн кампфе", а фашисты фактически первыми организуют масштабный аукцион современного искусства, а впоследствии и выставку с рекордной (на то время) посещаемостью!

После фашизма

Помните цепочку, которая по воле случая родилась в начале прошлого века? После восстановления справедливости и мира наступает стадия репарации. И "дегенеративное" искусство удачно выступает в той самой связке, как "пострадавшая сторона". И хотя, по факту, на тот момент работ художников-евреев не было и половины, эта стойкая ассоциация продолжает существовать в стереотипах. Что весьма неплохо сказывается на стремительно растущих ценах и ложится в их оправдание.

Возвращаясь к началу моего рассказа, любое искусство - это искусство. Оно является отражением личности и подобно человеку не может быть абсолютно плохим или абсолютно хорошим. Оно может нравиться или не нравиться, но эта субъективная оценка уже не раз играла с нами в сюрреалистические игры, как я рассказала в статье.

Так что, возвращаясь к моим извечным спорам, я абсолютно принимаю каждую работу, в независимости от стиля, равно так же, как принимаю любого человека, в независимости от его происхождения, сохраняя за собой право суждения вне стереотипов.

Всем любви к людям, искусству и к самим себе!