Власти ЮАР собираются выйти из-под юрисдикции Международного уголовного суда (МУС) в Гааге, который выдал ордер на «арест» Владимира Путина. Как это связано с нападками МУС на российского лидера, рассказывает aif.ru.
Почему было принято решение о выходе ЮАР из МУС?
Решение принято правящей партией «Африканский национальный конгресс» (АНК) в связи с тем, что суд в Гааге «пристрастен к определённым ситуациям», заявил президент страны Сирил Рамапоса. Поскольку для выхода из МУС стране просто нужно соответствующее решение национального парламента, где АНК имеет большинство, скорее всего в ближайшее время это будет сделано.
Вопросом о выходе из МУС власти ЮАР задались после того, как суд выдал ордер на «арест» президента России. Дело в том, что в августе в ЮАР должен пройти саммит БРИКС. На него приглашен и российский лидер. Ранее власти ЮАР заявили, что проводят консультации с Москвой по поводу сложившейся ситуации. А министр иностранных дел ЮАР Наледи Пандор заявила о дружбе с Россией и указала, что страна не намерена считать врагом РФ по запросу других.
ЮАР — единственная страна, которая отказалась выполнять требование МУС?
Пока лишь несколько стран высказали свое отношение к решению МУС. В Венгрии и Казахстане заявили, что не будут арестовывать Путина в случае визита, а Германия и Австрия заявили, что будут. В Армении Конституционный суд в конце марта признал обязательства перед МУС. Однако в парламенте Армении заявили, что у правящей партии и команды «нет намерения и желания выдавать президента России западному суду».
Что это решение значит для МУС?
Выпустив ордер, МУС по существу пошёл ва-банк, отмечает Федор Лукьянов, директор по научной работе Международного дискуссионного клуба «Валдай». «И если теперь выяснится, что страны за пределами Запада выполнять предписания не намерены, это будет означать окончательный закат института», — считает эксперт.
Претория в МУС участвует, а готова ли она выполнять его решения — показательный тест, говорит политолог. «МУС — олицетворение идеи универсальной наднациональной юстиции, о чём мечтали в разгар либеральной глобализации на рубеже веков. Нынешний вердикт — игра ва-банк. Замысел в том, чтобы показать, что в распоряжении стран Запада есть карательный правовой инструмент, который будет преследовать отщепенцев, признают они его или нет. И игнорировать его не смогут. Но эффект возможен и обратный. Если незападные страны не станут исполнять предписания МУС, а многие из них признают его юрисдикцию, это будет означать отмену самой идеи "Фемиды, которая выше суверенитета"», — говорит специалист.
Больше срочных и эксклюзивных новостей — в телеграм-канале АиФ