Найти тему
GowiththeWind

Как сочинить итальянскую песню. Концерт Петра Налича в клубе Magnus Locus

Как-как, просто открываешь яндекс (или гугл-переводчик)... Шутка, конечно же, всё сложнее. Сначала надо всё детство слушать хорошую музыку, и отечественную, и зарубежную, разных стилей и направлений, от классики до рока, от старинных романсов до Сезарии Эворы. Отучиться в музыкальной школе, заняться классическим вокалом, выучить десятки арий, романсов, неаполитанских песен, несколько целых оперных партий. Параллельно всё время развивать свой сочинительский дар и композиторские навыки. Ну и, как бы, само попрет:) Это я всё о Петре Наличе, который 20 апреля дал концерт в клубе Magnus Locus. Концерт был примечателен в том числе тем, что Петр после долгого перерыва исполнил одну из своих песен на итальянском языке – Che Cosa, это такая вещь, прямо-таки в духе старой эстрадной классики, очень мелодичная и лирическая. А еще вдруг вернулась грустная баллада «Принцесса» (Princess) – о ней тоже стоит рассказать особо. И наконец-то поклонники дождались песню Falling Down из «Северной Одиссеи». А казалось бы, просто очередной концерт романсов!..

Концерт проходил в примечательном месте – музыкальном клубе «Magnus Locus». Была там впервые. Старинная городская усадьба в двух шагах от Садового кольца, флигель с четырехскатной крышей – сразу вот пришла в голову мысль о лошадях. Оказалось, не зря – это бывший каретный сарай. На входе – афиша на месяц; можно понять, какой здесь предпочитают репертуар. Замочная скважина – логотип заведения – обыгрывается в оформлении входных дверей. Внутри – длинный зал-пенал, в дальнем торце сцена, в ближнем – бар. Вдоль одной длинной стены тянется балкон-галерея, край которой «вырезан» в форме витиеватых «ракушек». Ограждение балкона тоже ажурное, под потолком изысканные люстры. Под балконом стена оформлена огромными зеркалами и арками. В общем, дизайном помещения здесь озаботились всерьез.

-2

Отдельное удивление – в «Магнусе» перед концертом дают три звонка. Как в театре! И уже после концерта арт-директор клуба выложил небольшой видеоролик – пара вопросов к артисту, чуть-чуть закулисья (Петр с музыкантами ждет сигнала к выходу, напоследок напоминая им, «где играем, где не играем»), нарезка съемки концерта... Как говорится, пустячок, а приятно!

По-простому я такие площадки называю «кабак», ибо это действительно ресторан, зрителей рассаживают за столики, можно заказать еду и напитки. К слову, за ближайшим к бару (самым дальним от сцены) столиком праздновали день рождения. Тем не менее, я с большим уважением отношусь к таким площадкам, потому что в основном они отличаются профессиональным подходом и очень достойным качеством звука. Формат таких площадок делает концерты камерными, а это, кстати, акцентирует внимание на всех деталях. В «кабаках» бывает очень атмосферно и уютно. Прекрасный пример – кафе «Пушкарев», где прошли первые концерты Петра Налича с романсовой программой в 2021 году и потом еще в 2022-м. Мне вот приходят на ум сравнения с концертами Петра Лещенко. Да, интересно, а были ли в те времена микрофоны?

Все такие площадки по деталям своего «устройства» очень разные, тут уж от владельцев и команды зависит, как они свое детище видят. Так вот, «Magnus» – кабак пафосный. Цены на еду высокие, но что особенно нервировало, билеты были тоже весьма недешевые. По этой причине я лично находилась у бара, а это одно из наиболее удаленных от сцены мест. И вот как-то уж очень сильно удаленных (вспоминаем про каретный сарай). Мне было реально далеко. Для сравнения: в том же «Пушкареве», стоя у барной стойки, находишься всё еще на таком расстоянии, когда ощущаешь полную вовлеченность в происходящее. Другая проблема – бармены. Помнится, в «Пушкареве» даже как-то особо бар инструктировали, что во время песен кофемашина не должна работать. А тут... Если бы то была одна кофемашина, было бы вообще не о чем говорить. Но они еще и кололи лёд!.. Они кололи его c таким остервенением, как будто только что сошел ледник, а они – спасатели, и нужно немедленно расколоть эту Антарктиду любой ценой. Они кололи его прямо во время «Ослика»!.. Теперь у меня есть подозреваемые в убийстве несчастного животного... В общем, у деньрожденьской вечеринки за столиком по соседству не было никаких шансов мне помешать – куда было звону их бокалов до барного шума! Кстати, дамы из этой компании оказались очень любезными и, пересев все за один стол, пригласили на свои места поближе к сцене тех, кто был у бара.

-5

Во время концерта был очень интересный цветной свет – и на сцене, и в зале. Прямо-таки настоящее небольшое световое шоу. Но что удивительно, мой фотик со всем этим великолепием вообще не справился – цвета он не угадывал почти совсем. Например, пурпурно-малиновый превращался у него в просто синий, зеленый в бирюзовый. А главное, свет на сцене был довольно специфический, и в результате заснять общую картину не получалось. На Петра был направлен очень уж яркий, буквально выбеливавший прожектор, а музыканты все были практически в тени (световое шоу еще периодически делало их то синими, то малиновыми, то красными). И если экспонировать по лицу фронтмэна, то фон становился попросту почти черным.

-6

Но это всё, конечно, не так уж важно, это всё присказка. И да, из нее вовсе не следует, что заведение мне не понравилось: ощущение праздника, конечно, было всё равно. Был хороший звук, и слушали, несмотря на отвлекающие шумы, хорошо. Под конец те, кто сидел за дальними столиками, разошлись так, что устроили танцы – это при том, что под романсы танцевать не так просто! Песни встречали радостными воплями, а где-то и подхлопывать готовы были. А ведь наверняка немало было тех, кого явно завсегдатаями концертов Налича не назовешь.

-7

Можно сказать, уже по сложившейся традиции половину концерта составляли романсы, цыганские, неаполитанские песни, а половину – собственные песни Петра. Были даже романсы, которые ближе к академическим (например, «Не искушай меня без нужды»). Причем замечательно вписались в программу МКПНские песни, которые к чистой лирике не отнесешь (хотя что там не лирика?..) – например, «Золотая рыбка» и «Сахарный пакет».

На сцене – пять человек, фактически мини-бэнд с большим разнообразием инструментов. Сам Петр играл на гитаре и пианино, на басу был Сергей Сокулер, бэк-вокал и перкуссии – Гена Ивлев, духовые (блок-флейта, сопрано- и баритон-саксофоны) – Олег Маряхин. Новое лицо в коллективе – гитарист Михаил Клягин – с кем он только ни играл, включая «Браво», «Воскресенье», «Машину времени», Евгения Маргулиса, Сергея Галанина... Пишет музыку для театра и кино. Кстати, Клягин и с Ваней Жуком вместе играл, с мастером семиструнной гитары, с которым Петр Налич записывал романсы и играл первые свои романсовые концерты в 2021 году. Все-таки тесен музыкальный мир...

Так вот, Princess. Она стала неожиданностью. Та же Che cosa была Петром анонсирована перед концертом, а вот «Принцессу» никто не ждал. Эта завораживающе красивая песня о «всего лишь маленькой девочке, которая плачет», была впервые сыграна в 2013 году и вошла в первый «симфонический» альбом Петра «Песни о любви и родине». Кстати, игралась она не только с оркестром, но и с МКПН. Но интересна дальнейшая судьба песни – в 2016 году она прозвучала в спектакле «Обыкновенное чудо» Пермского ТЮЗа. Под нее разыгрывается, пожалуй, самая сильная сцена спектакля – когда за Принцессой приходит Смерть... Старая песня как будто наполнилась новыми смыслами... Правда, у меня более ранний образ, сложившийся из текста, так и не вытеснился спектаклевым – две истории как бы зажили параллельной жизнью.

А Che cosa была оставлена на бисы. Бисы вообще были длинные и мощные – мне даже кажется, такое обычно идет в основной программе. Отпускать Петра, конечно, не хотели, и он, конечно, вернулся:)

В общем, вечер получился дивный. Концерт настоятельно рекомендую посмотреть в записях. Кстати, обратите внимание на новый необычный ракурс с балкона – следите за руками:) Вот для примера «Fire».

И концерт целиком: