Заголовок статьи может показаться читателю мрачноватым, но что поделаешь, если мы, действительно, хотим рассказать о доме, в котором прошли последние дни замечательного русского (хотя кое-кто это и оспаривает) писателя Николая Васильевича Гоголя. Но когда мы записались на бесплатное посещение усадьбы на Никитском бульваре, д. 7А, которая значится именно как Дом Гоголя, мы ещё не знали, с каким жизненным эпизодом писателя он связан.
Пасхальное воскресенье совпало с Днями культурного наследия в Москве, когда музеи, подчинённые Департаменту культуры Москвы, пускают посетителей бесплатно. В "доковидную эпоху" можно было просто прийти в бесплатный день, теперь же на всё нужно регистрироваться заранее через сайт музеев и число таких сеансов очень ограничено. Мы записались туда, куда вообще успели записаться из предлагаемого и заинтересовавшего нас, т.е. к Гоголю в гости.
Но на самом деле Гоголь сам был в гостях в этой усадьбе, принадлежавшей графам Толстым. Мы помним, что Гоголь был весьма мистически настроенным человеком. В этом он и нашёл себе единомышленников в супругах Толстых. Конечно, поклонников у Николая Васильевича среди известных москвичей было предостаточно. Поэтому он постоянно у кого-то гостил, т.к. своего собственного жилья у него, как понимаем, в Москве не было.
Толстые пригласили Гоголя остановиться у них после всех его путешествий по Европе, посещения родных мест в Малороссии и паломничества в Палестину ко Гробу Господню. На первом этаже особняка на Никитском бульваре ему были отведены личные комнаты, обстановка которых воссоздана по воспоминаниям современников и их рисункам.
Поэт и переводчик Н.В.Берг вспоминал, что "Здесь за Гоголем ухаживали как за ребёнком, предоставив ему свободу во всём. Он не заботился ровно ни о чём. Обед, завтрак, чай, ужин подавались там, где он прикажет. Бельё его мылось и укладывалось в комоды невидимыми духами, если только не надевалось тоже невидимыми духами. Кроме многочисленной прислуги дома, служил ему, в его комнатах, собственный его человек, из Малороссии, именем Семён, парень очень молодой, смирный и чрезвычайно преданный своему барину".
Вот в этой передней мон спать на сундуке этот Семён, чтобы явиться на зов барина в любой момент.
Гостиная отражает вкусы её временного хозяина: на стенах иконы и рисунки с видами тех мест, которые посещал Гоголь. Часы на камине остановлены на том времени, когда в ночь с 11 на 12 февраля 1852 года Гоголем была сожжена рукопись второго тома "Мёртвых душ". Свидетелем этого стал слуга Семён, с чьих слов и был записан рассказ об этом. Как в три часа ночи барин призвал его из гостиной взять свечу и пойти в другую половину покоев на этом этаже. В каждой комнате Гоголь крестился, видимо, испытывая сильное душевное волнение.
Придя на другую половину, он достал портфель с рукописями и бросил в печь, поджигая их свечой. На мольбы слуги, догадавшегося, что он собирается сжечь, ответил, что это не его дело.
Кабинет служил ему одновременно и спальней, чтобы, утомившись от трудов за конторкой, Николай Васильевич мог тут же и прилечь отдохнуть за ширмами. Здесь же он молился, общался с друзьями. Видимо, кабинет был самым любимым его местом в этом доме.
Писатель обычно работал стоя за конторкой. На ней стоит портрет А.С.Пушкина, с которым Гоголь был очень близок: "Ничего я не предпринимал без его совета. Ни одна строка не писалась без того, чтобы я не воображал его перед собою". Пушкин подарил ему сюжет "Мёртвых душ" и "Ревизора". Поэтому гибель друга и товарища по писательскому цеху потрясла Гоголя.
Эти комнаты располагались справа от парадной лестницы, возле которой сейчас встречает нас и сам Николай Васильевич.
А слева находится другая половина покоев, отведённых писателю, и где он, видимо, и жёг свои рукописи.
Первый зал слева сейчас называется - "Ревизор", а когда-то был приёмной графов Толстых. Здесь 5 ноября 1851 года Гоголь и читал свою пьесу гостям, среди которых был и Тургенев, и актёры Малого театра, которым предстояло сыграть сыграть комедию.
Обстановка этой приёмной связана с пьесой "Ревизор", одобренной самим императором Николаем I: рукописи, портреты друзей Гоголя, помогавших с одобрением пьесы цензурой и её постановкой, актёров, сыгравших в ней.
В этой комнате много интересных деталей и вещичек. Вот эта вышитая лента, которая висит возле входной двери, не что иное, как звонок для вызова прислуги - сонетка.
А в витрине видим фарфоровые фигурки персонажей "Ревизора". Узнали, кто есть кто?
О, а этот портрет императора устроен очень хитро: когда подходишь к нему совсем близко, он поворачивает к вам голову и смеётся, что "всем досталось, а мне более всех". Это он про "Ревизора". Хорошее чувство юмора было у Николая Павловича!
Следом за этим залом попадаем в небольшую проходную комнату, которая теперь называется комната Памяти. Сюда Гоголь перешёл, или же был перенесён уже больным в январе 1852 года. Возможно, это было удобно для ухода за ним. А когда-то это была комната для гостей. Ну, собственно, Гоголь тоже был гостем.
Больной всё время молился, в ногах его прямо на постели стояла икона. Преданный Семён всё время неотлучно находился при барине, подрёмывая тут же на кресле.
В этой комнате писатель и скончался 21 февраля 1852 года, о чём есть запись в метрической книге записей церкви Симеона Столпника, прихожанами которой были обитатели дома.
Справа от дивана теперь лежит посмертная маска, снятая с Гоголя скульптором Рамазановым.
А дальше, пройдя по внутреннему коридорчику попадаешь в зал Воспоминаний. Он посвящён как различным периодам и событиям жизни Гоголя, так и его произведениям.
Некоторые моменты из биографии писателя стали для нас откровением. Например, оказывается, на картине художника Иванова "Пришествие Христа" человек справа, изображённый в красной хламиде и с характерным крупноватым носом, ни кто иной как Николай Васильевич.
Ещё на мультимедийном экране можно посмотреть все московские места, где бывал или останавливался писатель.
Если подняться по парадной лестнице дома, то попадаешь в парадные залы. Здесь же, видимо, находились и личные покои хозяев дома. Вот они все, на этих картинах по обе стороны от лестницы. Ведь дом не сразу принадлежал Толстым, сменил и до них и после них хозяев.
У каждого портрета своё описание. И интересно, что все они выполнены в манере, напоминающую письмо парсун - русских портретов семнадцатого века. Видимо, это уже современная стилизация.
А сейчас в этих помещениях музыкальная гостиная и научная библиотека.
Выходя из дома вы снова встретитесь с Николаем Васильевичем, но уже не с картонным, а с памятником. Но вот выражение Гоголя здесь нам показалось каким-то странноватым, как будто он смотрит на всех с немым укором.
На Гоголевском бульваре, недалеко от Никитского, стоит ещё один памятник писателю, поставленный в 1952 году. Здесь выражение лица Гоголя уже спокойное, не отражающее каких-либо душевных мук, что, видимо, и хотел запечатлеть автор памятника у Дома Гоголя.
Понравилась экскурсия? Пишите комментарии, подписывайтесь на канал. Ждём вас к себе в гости!