Герою Советского Союза в Великой Отечественной войне ОРЛОВУ ЯКОВУ НИКИФОРОВИЧУ посвящается.
Орлов пробивался в здание ленинградского обкома партии через стойкую охрану, добиваясь приема к первому секретарю, Романову Григорию Васильевичу. Милиционеры уже доложили руководству, что прибывший из Тамбова гражданин Орлов ─ Герой Советского Союза, участник Великой Отечественной войны, жаждет встречи с самим Романовым. В вестибюле обкома партии, где ожидал своей участи Орлов Яков Никифорович, было несколько человек, которые удобно расположились на черном диване. Они тихо разговаривали, делились своими проблемами и заодно знакомились…
После тщательной проверки документов Якова Никифоровича пригласили следовать за милиционером по историческому зданию, и, наконец-то, они с провожающим дошли до двери первого секретаря обкома партии. Белокурая секретарша мгновенно доложила Григорию Васильевичу о визите Орлова, и он вошел.
Перед ним открылась огромная комната со множеством старинных стульев и других предметов старины; навстречу к нему быстрой походкой направлялся первый секретарь обкома партии, Романов Григорий Васильевич. Он был небольшого роста, в пиджаке, с темным галстуком и седыми волосами, зачесанными назад. Пригласил Орлова присесть на стул и попросил рассказать, что его привело к нему.
Яков Никифорович о Романове давно слышал: эта личность легендарная. Ходили слухи, что Романов очень жестокий и требовательный человек, преемник на пост Брежнева. Один знакомый Орлову рассказывал такой случай: в одной семье отец вернулся домой с работы ни жив ни мертв. Его спрашивают: «Что случилось?» А оказывается, на предприятие, на котором отец работал, должен прибыть Романов, а главе семейства необходимо его везде сопровождать, рассказывать, показывать... «Вот что мне и надо, ─ подумал Орлов.─ Этот человек быстро наведет порядок: и запчасти найдут, и установку сразу изготовят…» Романова называли в народе «хозяином» Ленинграда. Руководители оценивали его деятельность по-разному: одни считали преемником Генерального секретаря и хорошим организатором, другие ─ самодуром, очень жестоким, но больше всего Орлова интересовало в нем то, что он фронтовик. А фронтовик всегда поймет фронтовика. Орлов начал рассказывать о своих похождениях. Выслушав до конца, не перебивая, Романов спросил:
─ Яков Никифорович, я слышал, что вы Герой Советского Союза?
─Да, какой-то там Герой, ─ махнул рукой Орлов.
─Ладно…ладно…не скромничайте… Героя у нас просто так не дают. Но я не об этом. На каком фронте вы воевали?
─ На Прибалтийском… в разведке, вернее в 11 разведывательном полку.
─ Надо же, какое совпадение, я на Прибалтийском, а еще на Ленинградском. Получается, что мы с Вами земляки по фронтам.
Немного помолчали.
Затем Романов встал, подошел к огромному коричневому сейфу, открыл его и достал две рюмочки и бутылку армянского конька. Разлил. Яков Никифорович тоже встал. Секретарь сказал:
─Давайте помянем всех павших на войне. Нам с Вами и жизни не хватит, чтобы объехать и поклониться могилам наших героев в Великой Отечественной войне. Пусть земля им будет пухом. «Земляки по фронтам» выпили.
После небольшого молчания Романов перешел к делу и спросил:
─Говорите, установку не изготовили. Правильно поступаете, фронтовик. Это по-нашему, по-фронтовому: доводить дело до конца,─ и он связался с секретаршей:
─Пригласите ко мне начальника промышленного отдела Гончарова и моего заместителя Глазкова.
Когда все были в сборе, «хозяин» Ленинграда вроде как бы провел небольшое совещание:
─Тамбовчане по кооперации ждут установку для испытания нового изделия по линии государственного оборонного заказа. Мы же, ленинградцы, в лице завода «Перометр», сорвали поставку оборудования. Прошу приложить все усилия по минимизации сроков изготовления. Завтра пригласите директора завода на производственное совещание. А вы, Яков Никифорович, можете спокойно ехать домой и доложить своему руководству, что задание будет выполнено…
Автор рассказа "Неприметный человек" книги "Командоры" Галашевский В.А. 25 апреля 2023 г.