Найти в Дзене
Бетонщица

Духи в честь заклятой подруги или ещё одна легенда о Шанель №5

В мире есть множество людей, которые вообще не в курсе, кто такая Шанель и почему её номер 5. Я таких встречала. Нет, не в глухих лесах Амазонии, - там я и сама не была, а вполне себе жителей мегаполиса.

Этих персонажей история создания самых известных в мире духов (одних из) вряд ли заинтересует, а вот меня она занимает. Когда в твоём шкафу стоят несколько флаконов "Пятёрки", то хочется знать о них как можно больше.

Официальная легенда гласит, что выходец из России - парфюмер Эрнест Бо благодаря протекции великого князя Дмитрия Павловича познакомился с модельером одежды Коко Шанель в Каннах. Шанель искала парфюмера для создания фирменного аромата, а Бо нужна была работа. Из предложенных образцов Коко выбрала образец под номером 5, и таким образом родилась звезда парфюмерного мира.

В своих мемуарах мадемуазель Шанель писала, что ей нужны были особенные духи. "Розы да розы, всюду цветы, пфуй. Хочу запах чисто вымытой женской кожи," - неточная цитата из её воспоминаний. И здесь появляется Эрнест Бо со своим пятым номером.

В нём тонны альдегидов - острых, колких, мыльных. Эти духи пахнут слегка надушенной обнажённой женщиной, только что принявшей ванну. В своём великолепном неглиже она уселась перед трюмо наводить красоту. Ароматы пудры, помады, расставленных по комнате букетов от пламенных поклонников смешиваются с собственным запахом женщины и... - это именно то, чего алкала Габриэль.

Ванну и цветы от поклонников я вспомнила не зря. Есть версия, что фраза Шанель о чистоте звучала несколько иначе. Она хотела, чтобы духи для молодого кутюрного бизнеса пахли, как кожа её подруги - знаменитой куртизанки Эмильены д’Алансон:

-2

Они познакомились с Габриэль через Этьена Бальсана. Человек богатый и любвеобильный, он содержал нескольких возлюбленных сразу. Вот жизненные пути двух красавиц и пересеклись.

Хотя Габриэль и называла мадемуазель д’Алансон "старушкой", на момент знакомства последней было целых 35 лет, но стиль Эмильены копировала. С подачи д’Алансон в шляпный магазин Шанель захаживали и другие камелии города Парижа. Коко ведь начинала как шляпница. В своём телеграме я показывала одну из её шляпок. Эта работа страшно далека от будущего шанелевского минимализма.

Красавица, возлюбленная двух королей, Эмильена действительно могла служить эталоном для юной Габриэль.

Что до Эрнеста Бо с его образцами... он же не на коленке их сваял. Русско-французская фирма Rallet, на которую работал Бо в России, с началом революции "релоцировалась" на юг Франции. Львиная часть активов оказалась утерянной, и в Rallet нуждались в средствах. Альдегиды Rallet использовали и раньше в других ароматах, просто их не удалось раскрутить так, как Шанель №5.

Поэтому вполне вероятно, что Бо пришёл к Шанель не со своими личными формулами, а с продукцией компании, на которую работал. Всё было неслучайно и очень по-деловому.

Альдегиды в духах оказались тоже не только потому, что как пишут, Эрнест Бо хотел изобразить русскую зиму или что-то такое. Может, и хотел, но были и чисто практические соображения. Я о них как-нибудь расскажу, потом. И так слишком длинно написала, кто всё это будет читать... Только копирайтеры, бедняги. Им я, кстати, запрещаю копировать мой текст. Пишите свой, товарищи.

И любите духи.

Про мой старенький флакон Пятёрки:

Что стало с флаконом Шанель №5 за 30 лет
Бетонщица25 марта 2020

Второй после Шанель №5: