Невостребованность в профессии, пожалуй, самое страшное, с чем может столкнуться артист. Вдвойне тяжело, если приглашения в кино связаны исключительно с тем, что в будущем фильме будет играть твой супруг. Какие-то актрисы в буквальном смысле не могли пережить подобного положения.
Выпускница Школы-студии МХАТ Лилия Журкина была одной из самых красивых студенток на курсе. Её первым супругом стал известный советский скульптор Олег Иконников, но в начале 1960-х Журкина на короткое время поступила на службу в театр "Современник", где у неё вспыхнул страстный роман с одной из главных звёзд этого коллектива Евгением Евстигнеевым. Ради Журкиной тот развёлся с Галиной Волчек (после чего Лилия уже не могла оставаться в этом коллективе). Они создали семью, а в мае 1966 года у них родилась дочь Мария. С 1975 по 1982 годы Журкина служила во МХАТе у Олега Ефремова, куда её приняли благодаря мужу. К сожалению, крупных ролей на сцене у неё не было, да и в кино эту актрису приглашали исключительно по просьбе, а иногда и по требованию Евстигнеева. "Понимаешь, старик, - говорил он очередному режиссёру, уговаривавшему артиста сняться. – Сценарий у тебя хороший. Я поработаю, но ты найди какую-нибудь рольку и для моей Лильки". Приходилось искать или придумывать.
Поначалу Евстигнеевой льстило, что у неё такой знаменитый муж, но потом взыграли и собственные творческие амбиции. Она все более отчётливо понимала, что сама по себе режиссёрам неинтересна, и это трансформировалось в какую-то необъяснимую ненависть к мужу и его успеху. В доме стали всё чаще вспыхивать скандалы, вскоре у Лилии появились серьёзные проблемы с психикой. Они усилились из-за изуродовавшего её внешность псориаза, осложнённого остеохондрозом. Наконец, на фоне всех этих проблем со здоровьем женщина начала пить. Евстигнеев пытался лечить жену, он возил её к разным врачам, экстрасенсам, клал в клиники, часто просто боялся возвращаться домой, чтобы не нарваться на очередной дикий скандал. 20-летний брак с этой актрисой привёл Евстигнеева к тяжелейшему инфаркту, который намного сократил его жизнь. Лилия Евстигнеева умерла ещё раньше мужа - в 48 лет.
Впрочем, бывали и более счастливые браки, когда жена понимала, что её супруг намного талантливее и имеет право находиться на вершине, в то время, как она будет оставаться в его тени. Причём порой это происходило с актрисами, у которых их собственный путь в искусстве поначалу начинался весьма многообещающе. К примеру, Анастасия Вознесенская, также окончившая Школу-студию МХАТ и поступившая в "Современник" (а потом опять-таки во МХАТ), начинала с крупных ролей в таких популярных фильмах, как "Пароль не нужен" и "Майор Вихрь".
Однако впоследствии кинорежиссёры практически потеряли к ней интерес, и в фильмы Вознесенскую стали приглашать исключительно благодаря участию в них супруга - знаменитого актёра Андрея Мягкова. Но она воспринимала это вполне нормально, потому что обожала мужа. Их удивительная любовь, сохранившаяся на протяжении всей жизни, является лучшим подтверждением того, что Вознесенская со своей ролью вполне смирилась.
Ещё более наглядный пример - выпускница Щукинского театрального училища Алла Парфаньяк. После главной роли в картине "Небесный тихоход" она стала знаменитой, а её первым супругом стал сам Николай Крючков. Они развелись в 1957 году, к тому времени Алла уже увлеклась молодым, тогда ещё никому не известным артистом Вахтанговского театра Михаилом Ульяновым. Её подруга Галина Коновалова удивлялась тому, как Парфаньяк может вообще обращать внимание на неотёсанного деревенщину Ульянова, когда к ней проявляет интерес сам Марк Бернес. Он был влюблён в Аллу Петровну и хотел, чтобы она стала его женой. Но Парфаньяк сказала подруге, что уже готовая слава Бернеса её не прельщает - она сама сделает из Ульянова великого артиста.
И Парфаньяк выполнила эту задачу. В кино она снималась редко, преимущественно вместе со своим мужем, зато в доме всё подчинялось ей. Ульянов был классическим подкаблучником, и его блистательная карьера, как в театре и в кино, так и в общественной жизни (актер дошел до членов ЦК КПСС), является во многом заслугой супруги. Она решала всё, вплоть до того, в каких фильмах будет сниматься муж, в каких собраниях участвовать и какие речи читать. После смерти Ульянова, бывшего её главным смыслом в жизни, Алла Петровна прожила ещё два года, но фактически только две недели - почти сразу слегла в больницу, больше никого не узнавала и только говорила, что хочет "уйти к Мише".
Дочь народного артиста СССР Всеволода Санаева, выпускница ГИТИСа Елена Санаева тоже подавала большие надежды. В молодости её заприметил сам Василий Шукшин, были предложения и от других режиссёров, но жизнь Елены Всеволодовны изменилась после встречи с Роланом Быковым. Несмотря на разницу в возрасте в 14 лет, и ещё более заметную разницы в росте, Быков и Санаева нашли друг друга и стали одной из самых известных кинематографических семей в СССР. В кино Елену Санаеву все чаще приглашали как дополнение к супругу, активно играла она и в его кино. Но актрису это никогда не смущало, Она говорила, что ей нравится работать с мужем. Действительно, вместе они создавали поразительные, запоминающиеся экранные пары. Достаточно вспомнить фильм "Приключения Буратино", где Санаева сыграла лису Алису, а Быков - кота Базилио. Прекрасно они выглядели вместе и в сериале "Дни хирурга Мишкина", где Быков филигранно выписал роль хамоватого торгаша, а Санаева - влюблённую в него, глуповатую женщину.
А ведь было и такое, когда муж запрещал своей супруге работу в кино. Классический пример - выпускница Текстильного института в Москве Мария Леонидова. Она сыграла главную роль в картине "Городской романс" Петра Тодоровского в паре с Евгением Киндиновым, хотя и не была профессиональной актрисой. После этого Марию стали приглашать и в другие фильмы. На съёмочной площадке девушка познакомилась с актёром Малого театра Виталием Соломиным, который вскоре стал её супругом. Соломин прекрасно знал, как актрисы получают роли в фильмах, он не хотел, чтобы его жена боролась с искушением "поближе познакомиться" с каким-нибудь кинорежиссером. Сама мысль об этом сводила Виталия с ума - он был классическим собственником.
Еще пару раз Виталий Мефодьевич позволил жене сняться в кино, но только в фильмах, в которых он играл сам, и на съёмки которых они ездили вместе. Это было в сериале про Шерлока Холмса и в оперетте "Сильва". А после этого Мария Соломина занималась домом, также работая костюмером в театре у мужа. Правда, столь домостроевские взгляды ревнивца Соломина не помешали ему самому иметь многочисленные связи на стороне. Дольше всего внебрачные отношения актёра продлились с коллегой по Малому театру и звездой фильма "Спортлото-82" Светланой Амановой, а также с актрисой Еленой Цыплаковой. Из-за последней он чуть не развёлся со своей законной женой. Соломин тогда даже взял некоторое время на раздумья, но потом всё-таки вернулся домой и объявил Марии, что остаётся с ней и дочками.