Если живешь в богатом доме при старом муже, а детей нет, и для ведения хозяйства имеется прислуга, то чем тебе заняться?
Выбор большой - но! Ты при всём этом верующая богомольница, жизнь стремишься вести праведную, в церкви времени проводишь больше, чем где-то ещё - ну да, при таких данных выбор стремительно уменьшается. И тогда ты затеваешь благотворительность - все окрестные нищие, бездомные, сирые и убогие, увечные да калечные оказываются опекаемы тобой, благодетельницей за ради христа аминь...
И вся-то ты вроде как ангелица неземная, и мужу-то верна, и душою чиста, и уж так себе нравишься...
В фильме "Сердце не камень" героиня пьесы Александра Островского Вера Филипповна (Елена Яковлевна) будто не от мира сего - с рождения в родительском доме сидела будто птичка в клетке, потом в мужнин дом ее перевезли, и вновь клетка, только уже золотая, а дорога ей лишь в церковь и больше никуда.
Ни развлечений, ни театров с ярмарками, ни-ни, боже упаси от дьявольского искушения - даже погулять в садах и парках не позволяет себе женщина, вот какова праведность-то, это ж надо! Цельными днями дома сидит и никуда-то не устремляется, чего это с ней... Окружающие не восхищаются и даже недоумевают - блаженная какая-то барыня, юродивая.
А у мужа (Иннокентий Смоктуновский) имеются родственники, граждане отнюдь не смиренные и бога не боящиеся - что кум, что супруга его (Олег Табаков и Наталья Гундарева), а племянник-то Константин (Станислав Садальский) с женой! Бесстыдники и распутники, тьфу-тьфу, бог им судья.
В роскоши жить желают да в праздных увеселениях, а о загробной жизни-то с адским пеклом и думать не думают. Даже супруг - уж нагулялся-напировался в жизни, а всё его в ресторации тянет, всё ему разгул да пиры подавай, грех-то какой...
И тиран, ох и тиран - чтобы всё-то по его велению совершалось, а ты и словечка-то не промолви ибо сказано, что супротив мужа рот открывать не смей. А и впрямь - как рот откроешь, если взял он тебя из бедной семьи, облагодетельствовал, одел-обул и кормит щедро, кушай чего хочешь, ни в чем отказа нету.
Ну да, может иной раз и накричать нехорошими словами, и под горячую руку ему не попадайся, а всё одно грех жаловаться, не каждой бедной женщине этак-то повезет в жизни.
И всё бы ничего, да затеял старый муж, фабрикант-промышленник-торговец-миллионер, завещание писать. Зачем, по какой такой причине - а вот решил так ибо в животе и смерти один бог волен, а боле никто, да. И ужасно тем самым расстроил племянника, гуляку и распутника, который уверен, что капиталы и всё движимое-недвижимое нужно ему завещать, а не курице этой богомольной, супружнице старика Вере Филипповне, чтоб её...
Дядечка всё насмехается над Костей, всё у него шуточки да обещания лживые, а как на самом деле разделит свои несметные богатства - даже богу неведомо, вот какой хитрый черт этот старик Каркунов. Он всё причитает о грехах своих тяжких да о несметном числе душ загубленных сокрушается, однако никто ему не указ, как пожелает, так и сделает. Он и жене всё отдаст только при условии, что замуж она после его смерти боле никогда не выйдет.
И придумал Костя каверзу подлую - свести вместе Веру ту Филипповну с приказчиком Ерастом (Андрей Ташков), который нравится ей, да только скрывает она эту симпатию, грех же. Свести, значит, эту парочку, да старика-то мужа и притащить на неприличную картину полюбоваться. Он тогда разгневается и наследства-то жену и лишит, и всё Косте-то и достанется - а нету больше других-то наследников, нету!
Ераст же поначалу вроде как отказываться стал, нехорошо это, говорит, нечестно. Но потом согласился - Костя пригрозил без работы его оставить и без копейки денег, согласишься тут... К тому же и у Ераста есть обида на жадного хозяина - тот давно обещал ему повышение и должности, и достатка, а уж сколько лет только посулами кормит да принижает всячески.
И вот зудит над Ерастом Костя, соблазняет на грех, а в Верины уши две родственницы-негодницы греховные песни поют, всё про красивых кавалеров, да про сладость измен, да про всякие прочие пакости. Вера-то только открещивается, а вот Ераст после очередной нелепой выволочки уж так рассердился на хозяина-самодура, что решился нагадить ему в отместку.
А только ничего у хитреца Кости не вышло - Ераст с любовницей своей, женой Кости (Мария Смоктуновская), не вовремя разговорился. Вера-то шла к приказчику в каморку, трепеща да краснея - разговоры душеспасительные вести, зачем же еще??? А там-то всё и услышала, не иначе бог спас от соблазна!
Ераст самым умным оказался и дальновидным - всё хороводы водил вокруг Веры Филипповны, всё на жизнь свою нелегкую жаловался да о любви намекал, мол, если бы рядом с такой-то святой праведницей жить, так никакого и рая не надобно, вот как. Уж в таком он восхищении пред ея достоинствами, уж так дорога она ему, что и не высказать словами...
А Вера что, не живой человек? Ну да, богомольница и всё такое, однако уж и смотреть на Ераста спокойно не в силах, уж и избегать его старается, чтобы в грех не вводил - а саму-то так и тянет к молодому приказчику, что ты будешь делать!
Узнав же про Костину и Ерастовову подлость, она что делает? Правильно - прощает обоих))) Племянника даже из долговой ямы выкупает, а Ерасту говорит, чтобы прощения просил у бога, а не у нее.
Племянник Костя на пару с бродягой является грабить дом дядюшки своего, который слег от потрясений и того гляди помрет. Так Вера-то Филипповна и тут ведет себя будто ангелица небесная - ах, говорит, какое нехорошее дело вы задумали, грех вам, милые вы мои...
И выгораживает их перед охранниками, и денег дает обоим, и пожизненное содержание Косте обещает. Вот такая живая святая явилась людям грешным, а они так и не поняли))) Разве что нищие бродяги, которых целыми днями кормят в кухне, те-то благодарят от души, чай назавтра вновь еды дадут. А кума велит не заноситься, а Ераст жалеет, так и говорит - жалко вас, такую прекрасную. Вера ему платит щедро за работу, а он ее жалеет!
Тут муж еще расстроил - всё-всё, говорит, жене своей оставляю, и точка. И без вариантов ибо убедился окончательно - как есть святая жена его, того гляди нимб засияет, хоть на колени падай будто перед иконой.
А она ему такая - заберите от меня вашу дарственную! Вам надо, чтобы я до конца дней ваши грехи замаливала, а я замуж хочу, вот. Гормон-то играет, куда денешься. Эраст вон копытом бьет в нетерпении - дождался своего часа.
Тут и сказочке конец, и благочестивой жизни предел наступил - богатая вдова уж поживет как захочется ей, уж никто боле препятствовать не станет.
Автор - Елена Д.
Режиссёр фильма "Сердце не камень" (1989) Леонид Пчёлкин.