Найти тему
Соратник.ру

Русская «Боевая платформа» против азиатской «Сборной солянки»

«Если хочешь сделать что-то хорошо, сделай это сам» Фердинанд Порше

Со времен Парада 2015 года на Красной площади, наш лексикон обогатился словосочетанием «боевая платформа» (БП). В основном его используют, когда говорят о танке Т-14 «Армата». На самом деле там показаны опытно-экспериментальные образцы трех боевых платформ. Универсальной гусеничной боевой платформы «Армата», средней колёсной унифицированной боевой платформы «Бумеранг» и средней гусеничной платформы «Курганец-25». Все они вначале имею приставку – перспективная. О том, что такое «боевая платформа» и насколько она перспективная я расскажу немного позже, а пока мы должны кратко вникнуть - а что с сейчас в мире творится с боевой техникой?

А в военном производстве сейчас правит бал его величество «Бизнес». У которого нет ничего личного. Точнее национального.

Итак, что сейчас в мире творится с производством военной техники? Да то же самое, что с автомобильной! Массовая военная техника превратилась в «сборную солянку» агрегатов из многих стран. Что это такое, вы уже имели возможность немного понять из моей предыдущей статьи на примере условно сербского БТР «Лазар 3».

Профанация - ведущий тренд современной аналитики.
Соратник.ру22 апреля 2023

Машина, в которой ходовую разработали ирландцы, изготовили французы, двигатели и АКП предоставили американцы, бронекорпус собрали сами сербы, а боевые модули дали русские. Наверняка и по мелочи типа шин, раций и дверных ручек ещё несколько стран в число поставщиков входят.

А как же докатились до жизни такой? А глобализация и мировое перераспределение обязанностей тому причиной. До распада Советского союза страны мира имеющие собственную военную промышленность создавали системы вооружений опираясь в основном на собственные технологии и собственное производство. И старательно берегли свои национальные военные технологии. Даже от союзников. Иногда это приводило к конфликтам и даже переворотам в мировой политике и меняло историю. Именно не желание СССР делится с Китаем технологией создания ядерного оружия привели со временем к сильнейшей конфронтации между двумя социалистическими странами. Которой в итоге воспользовались американцы. Помощник президента США по национальной безопасности Генри Киссенджер, сумел перетянуть Китай из социалистического лагеря в стан стратегических торговых партнеров США.

После того, как русские перестали быть опасным врагом, а КНР ещё не мечтала о Гегемонии, а став производственной площадкой для США и Европы, собирала технологии и хлынувшие рекой деньги со всего мира и строя по всей стране заводы и фабрики, США решили, что не их это дело самим танки, пушки, снаряды и прочее неблагородное железа делать. Не выгодно. Намного приятнее заниматься разработкой и выпуском высокотехнологичной военной продукцией. Вроде самолётов 5 поколения типа F35 и ему подобного сложнейшего товара. Для выпуска такого оружия не нужны огромные цеха, множества людей и тысяч тонн первичных ресурсов. Американское государство щедрой рукой выделяет компаниям средства, а сделанное потом продаётся по баснословно высокой цене. Это оказалось золотым дном! Только на реализацию программы по созданию истребителя F35 требуется более $1,3 трлн.

"МОСКВА, 21 апреля. (АРМС-ТАСС). Общая стоимость программы по созданию малозаметного истребителя нового поколения F-35 "Лайтнинг-2" (Lightning II) достигла $1,3 трлн. Об этом сообщил глава программы генерал-лейтенант Кристофер Богдан. Предполагается, что в общей сложности будет приобретено 2443 самолета. Разработка и приобретение авиатехники, как ожидается, обойдутся в $398,6 млрд. Стоимость технического обслуживания по уточненным Богданом данным составит около $917 млрд."

А это лишь малая часть перспективных и жутко дорогих вооружений.

Поэтому, в третьих странах, подконтрольных мировому Гегемону, созданы значительные производственные мощности по выпуску массового ассортимента вооружений. При этом выпуск организован с большой долей лицензионных элементов от ведущих стран мира. Всё образцы создавались при участии западных компаний и они же стали поставщиками важнейших блоков. По большому счету эти страны стали конечными сборочными пунктами. И их чистая доля прибыли в каждом произведенном образце довольно низкая. А ведущие страны Европы вместе с США производят высокотехнологичное вооружение которое можно производить малыми партиями и продавать с огромным процентом чистой прибыли. Часто в сотни раз выше себестоимости.

Для полного понимания – Производство боеприпасов, БТР, артиллерии, инженерной техники и прочего военного ширпотреба, это как булочки прохожим продавать, по сравнению с торговлей яхтами для миллионеров. На булочках тоже можно не плохо заработать, но напечь их и соответственно продать надо очень много и многим. В то время как с продажи даже одного элитного плавсредства гешефт выходит заоблачный. Благо Гегемон имеет возможность свои «яхты» навязывать подопечным. Вот США и европейцы и стали продавать «яхты», а третьи страны «пирожки». Причём «начинка пирожков» вроде двигателей, трансмиссий у них как правило американская или европейская, прикрытая лицензиями и особыми условиями. И как раз на замене и обслуживании «начинки», а так же лицензионных отчислениях основной доход и получается.

Вот как у того же условно сербского БТР «Лазар 3» - движок и АПК американские. За пару десятилетий на обслуживании и замене этих агрегатов именно американцы заработают больше чем сербы, которые часть этих БТР продали тем же пакистанцам.

Особенно наглядно это видно по стремительно восходящей звезде мировой военной торговли – Республике Корея (РК). Производит Республика отличную боевую технику и в хорошем объёме. Многим странам хочется обзавестись этими замечательными машинами. Польша вообще всю свою программу перевооружения на РК завязала. Сразу 1000 танков «Чёрная Пантера» К-2, сотни бронемашин различного назначения, боеприпасы к ним. А супер хит продаж САУ К9 «Thunder», расхватывается как горячие пирожки в базарный день по всему миру. Индия, Турция, Австралия, Норвегия, Финляндия, и даже Эстония, все мечтают об этой чудесной боевой игрушке! Польша так сразу 700 штук зарезервировала. И даже авиацией и боевыми кораблями Республика Корея неплохо приторговывает. Польский премьер, Матеуш Моравецкий, ко всему прочему заказал полсотни недорогих легких истребителей FA-50 «Fighting Eagle». Это вдобавок к истребителю 5 поколения, американскому F35. Корейское оружие покупает даже Великобритания, а по данным Эксимбанка РК, экспорт боевых кораблей, построенных на южнокорейских верфях в 2017-2021 годах вырос на 1660% (не опечатка - на 1660%) по сравнению с предыдущим пятилетним периодом (2012-2016 годами). И в 2023 году заказы у военной промышленности РК только продолжают расти.

И всё бы было здорово если бы не одно «НО». Принцип создания оружия корейцами и большинства других производителей вооружений из третьих стран, полностью повторяет принцип создания легковых авто в современном глобальном мире. Берём отовсюду всё самое лучшее, грамотно соединяем и Voilà! А теперь вспомним как залихорадило наш родной российский автопром после санкций, или европейский после проблем с логистикой в период известных всем событий…

Только во время войны всё будет куда сложнее чем сейчас с автопромом. На данный момент, для тех же поляков, всё обслуживание поставленной техники завязано на корейского поставщика. А тот уже сам решает все вопросы со своими субподрядчиками, поставившими начинку для техники. А теперь представьте, что началась давно ожидаемая заварушка около Республики Корея. Китай занялся Тайванем, установил блокаду, а друг Ким начал нервно кидать ракеты во все стороны и своим спецназом щупать южан за нежные места обороны. А поляки в это время уже ввязли в бои с русской армией. Множество подбитой и вышедшей из строя техники потребует срочного ремонта и кучи запчастей. А как спецам корейцам в Польшу попасть или запчасти отправить? Китайцы не пускают - блокада морских торговых путей. КНДР по дружески КНР помогает в этом деле. По Транссибирской магистрали? Самолетами Аэрофлота или на собственной подводной лодке вокруг света? Сильно сомневаюсь в успехе этих транспортных коридоров.

Вся корейская техника, как впрочем и японская, и турецкая и ряда других стран это «сборная солянка». В каждом образце которой зашиты десятки лицензий и комплектующих из многих стран. США (двигатели, трансмиссии, АКП), Германия (танковые трансмиссии и коробки передач). Даже из России технологии есть. Нами для корейцев разработана очень неплохая ЗРК Cheongung Block-2. Список стран и комплектующих на самом деле обширнейший. Я привел только самое основное и заметное.

Любой сбой логистики с поставками деталей или блоков, неважно по какой причине, создаст огромные сложности, порой нерешаемые для ремонта и обслуживания такой техники, собранной «с бору по сосенке». Не говоря уже о пополнении понесенных потерь.

В маленькой и короткой войне, или против в разы более слабого противника, такая техника действительно хороша. Функционал у неё заслуживает уважения. Но только при наличии хорошего запаса запчастей, опытных ремонтников и достойно обученных экипажей и расчетов. Но малый конфликт одновременно и потолок возможностей для такой техники. В большом конфликте, когда нарушаются все связи, ломаются цепочки поставок, часто снижается уровень подготовки бойцов, работать будет только та техника, которую страна, участвующая в конфликте, способна изготовить и ремонтировать сама, на своих заводах, своими руками и из своих ресурсов. Ресурсы я не зря вспомнил. Все страны третьего мира, ставшие производителями техники не имеют достаточно собственных материальных и энергетических ресурсов для массового выпуска техники. Любая блокада или ограничения в поставках закроет их производства на амбарный замок…

А теперь плавно перейдем к концепции «боевых платформ» которые разрабатывают наши оружейники. Во-первых, мы заметно задержались с началом их полномасштабной разработки. Причина банальная – России лишь с 2008 года в принципе взялась за свою армию. Значительно раньше нас, к созданию боевых платформ приступили наши, тогда ещё, или уже, «партнёры» из США. В 2003 году в рамках программы «Боевые системы будущего» (FCS) тяжёлая бронетехника США должна была получить единую гусеничную платформу «MGV» и быть унифицирована. На единой платформе должен был появится новый основной боевой танк, взамен М1 «Абрамс», новая боевая машина пехоты, вместо М2 «Брэдли», новая самоходная гаубица, вместо старушки М109 и прочие инженерные, командные и специальные машины. В течении 10 лет лучшие умы Америки, за скромную сумму в чуть больше 300 миллиардов долларов, должны были эту задачу решить и обеспечить стране мощнейший рывок в боеспособности лет на 100 вперед. По поводу 100 лет я не преувеличиваю. Если вспомнить, что с каждым десятилетием военную технику делают всё дольше и дороже, а в войсках запросто служит и даже воюет техника возрастом под 80 лет, то и 100 лет для БП отнюдь не потолок. Всего в проект единой боевой платформы входило девять машин различного назначения.

А через 6 лет программу закрыли. Если верить отчёту «Lessons from the Army’s Future Combat Systems Program» 2012 года исследовательской организации RAND, США посчитали программу слишком амбициозной и нереализуемой в обозримой перспективе. В переводе на русский язык это означает, что у США нет достаточных интеллектуальных и технологических возможностей для её реализации. Кроме того, окончательно поняв, что Россия уже не представляет из себя особой военной угрозы, было решено вопрос её последующей ликвидации возложить на концепцию «Нанесение глобального обезоруживающего удара» несколькими тысячами крылатых ракет «Томагавк», а военное производство военного "ширпотреба" постепенно перенести в третьи страны вслед за массовым выпуском трусов, носков и холодильников. Кстати эту концепцию «глобального удара» США тоже не смогли вовремя завершить и теперь работают над её новой версией. Но это уже тема для другой статьи.

Россия же в 2009 году, как раз, когда американцы закрывали свою, запустила собственную программу создания единых «боевых платформ». В чём плюс и главная «фишка» единых боевых платформ разных классов? В том, что происходит массовая унификация всей движущейся боевой техники. Мы видим, что у нас создают три класса БП – тяжелая гусеничная, средняя гусеничная, средняя колесная. На данный момент в России в ВС используются десятки только основных типов гусеничных и колесных шасси для всех видов боевой и вспомогательной техники. Для каждой из них требуется своя номенклатура основных блоков и запчатстей. Двигатели, коробки передач, трансмиссии и огромная номенклатура прочего железа, масел, топлива. Для каждой базы свои нормативы регламентных работ, сроки службы, способы обучения, характеристики проходимости, дальности хода и так далее и тому подобное. При ведении боевых операций довольно сложно штабам учитывая эту разнокалиберную технику, организовывать её снабжение и рассчитывать боевую эффективность. ВС РФ в СВО уже столкнулись с изрядными сложностями с логистикой и ремонтом, а наши противники в ней буквально тонут не имея возможности, по причине крайнего разнобоя в технике, использовать её хотя бы в половину потенциальной эффективности.

Я не буду в статье подробно расписывать сколько и чего планируется на наших «боевых платформах» разместить. Есть достаточно статей описывающий подробно номенклатуру техники по каждой из трех платформ. Список внушительный и охватывает практически весь ассортимент боевой бронированной техники.

Я напишу о сложностях создания БП и их главных плюсах. Сложности – каждая техника по своему назначению требует своего индивидуального набора качеств от своей ходовой платформы. Танку нужна мощь двигателя и грузоподъёмность шасси. Эвакуационной машине возможность выдерживать долгие тяговые усилия, САУ устойчивость к сильнейшим ударным нагрузкам после выстрела, причём в любую сторону. При этом в отличии от танка у неё отдача и сильнее и направлена не только по горизонтали, но и по вертикали. Для какой-то машины важнее одно качество, для другой другое. Поэтому для одной модели техники какие-то свойства будут излишними, будут съедать ресурс впустую, а каких-то не хватать. А это накладывает свои требования на двигатель, на коробку передач, на общий вес на применяемые материалы, на конструкцию в целом. Решение этой задачи – найти «золотую середину» создают огромные сложности для конструкторов всех систем и подсистем, входящих в состав как самой «боевой платформы», так и в состав специализированного оборудования, которое превращает платформу в конкретный вид боевой техники. И эта задача тянет за собой необходимость разработать огромное количество оборудования с нуля или существенно модифицировать имеющееся. При этом надо учесть то, что разработанное должно обладать большим резервом для модернизации, так как такая единая «боевая платформа» будет основой армии на столетие и в течении этого времени её придется усовершенствовать, модернизировать, создавать на её основе новые виды техники. Может быть футуристические на данный момент, но и их надо учесть.

Необходимость найти «золотую середину» требует решения сложнейших задач от смежников создающих новые сплавы, составы брони, радиоаппаратуру, снаряды и так далее и том подобное. Колоссальная по объёму работа! Но и это ещё не всё – главный плюс, ради чего все это затевается – максимальная унификация, которая позволит армии в разы улучшить логистику и эффективность применения техники, а военной промышленности ускорить массовый выпуск и ремонт поврежденной техники. При этом унификация даёт существенную экономию по себестоимости конечных изделий. Но унификация техники тянет за собой ещё одну огромную задачу, которую тоже надо решать в рамках создания «боевых платформ» - потребуется значительная унификация ряда военных и специализированных заводов, изрядную часть производственных мощностей которых придётся приводить к единым стандартам по станочному оборудованию и технологическим процессам. В настоящий момент каждый завод заметно отличается по номенклатуре оборудования и производственных технологий. А внедрение единого стандарта производства задача не простая и дорогостоящая. Тянет за собой необходимость оснастить заводы российским станочным оборудованием. А оно в свою очередь толкает станкостроительную отрасль. И конечно всё, что входит в состав «боевой платформы», вплоть до винтика, должно быть российского производства. В противном случае вся эта работа бессмысленна. И это тоже задача, требующая немалых усилий и ресурсов.

Оценили размах того что наши затеяли? Понимаете почему так долго мы ждем «Арматы», «Коалиции», «Бумеранги», «Курганцы»? Это именно, что перспективное оружие. Оружие будущего. В СВО оно будет использоваться, но ограниченно, для испытаний в боевых условиях, которые никакой полигон не заменить. А массово на них будут воевать уже наши внуки.

Если мы осилим эту работу, то в серьёзной войне наша армия на «боевых платформах» будет в разы превосходить армии на «сборных солянках» по основным параметрам.

Статья получилась длинная. Благодарю всех, кто её осилил. Надеюсь из неё вы узнали, что-то новое для себя.

Ставьте палец вверх, подписывайтесь, комментируйте. Обратная связь важна для любого автора.

С уважением, Соратник.ру

p.s. С большинством из Вас у меня большая разница во времени. Поэтому не всегда быстро отвечаю на ваши комментарии. Надеюсь на понимание.