Найти тему
ПИ в квадрате

Когда вынырнуть, чтобы осмотреться

Кирилл Пищинский, инженер
Кирилл Пищинский, инженер

В любой профессиональной деятельности важна внимательность к деталям и системный подход. Мы видим проблемы, которые необходимо решать в современном мире, и мы ведаем, что творим. Именно такой позитивный подход преследовал меня с момента выбора инженерной специальности. Пытливый ум привлекает неизведанное. Вряд ли я задумывался о том, что произойдет далее, и в какой момент мне захочется об этом написать.

Здесь необходимо заглянуть в детство без гаджетов и интернета, которое теперь не просто дефицит, а скорее исключение. Именно благодаря бесчисленному числу книг, энциклопедий и познавательных кружков дети начинали думать своей головой. Никто не заставлял нас мастерить из всего, что попадалось под руку, строить дома из палок, на худой конец таскать домой транзисторы из выброшенных телевизоров, чтобы собрать свой радиоприемник или примочку для электрогитары.

Помню, как на прогулке в роще дед рассказывал об устройстве полупроводниковых приборов. Бабушка всегда говорила, что знания карман не тянут. Мама в свою очередь водила меня в художественные и другие кружки. Благодаря их стараниям и терпению у меня было детство полное экспериментов и открытий. До окончания школы у меня не было компьютера, не было приставок, зато была Электроника МК90 со встроенным языком программирования Бейсик.

Каким-то чудом я избежал поступления в институт легкой промышленности, но попал в технический университет. Сочинение было написано со стилистическими ошибками, и это мешало стать новым модным дизайнером одежды или директором обувной фабрики. Зато в университет нужно было сдать только математику, потому что остальные государственные экзамены были зачтены. Полный вперед постигать активно развивающееся компьютерное проектирование и технические предметы.

Периодически со мной случались творческие кризисы. Если так можно было назвать мое видение обязанностей лаборанта и вхождение в резонанс с руководством. Проживая эти этапы я постепенно обзавелся навыками системного администратора Linux и Cisco. Нужно было где-то переводить дух и безудержно творить. Вся эта романтика сисадминов, когда постоянно что-то где-то отваливается, а ты как волк яйца ловишь. То коммутатор перезагрузишь, то сервер. Бегать с обжимкой и обновлять антивирус было недостаточно круто, поэтому сервер, а вместе с ним и кафедра терпели мои нововведения.

Рано или поздно дилетантство заканчивается, и появляются первые зачатки профессионализма. К пятому курсу я четко понимал, что хочу заниматься преподавательской деятельностью. По горячим следам легче объяснять материал и находить общий язык со студентами. Тогда я считал, что достаточно изучил и могу копировать методы старших преподавателей советской закалки. В самом начале я вообще помогал вести лабораторные работы на гуманитарном факультете. Компьютерный дизайн с упражнениями в Corel Draw и Adobe Photoshop.

Диплом специалиста являлся квинтэссенцией всех моих увлечений. С одной стороны я был категорически против типовых дипломов. С другой стороны хотелось показать что-то особенное и получить заветные красные корочки с медалью, ведь у нас на потоке учился сын ректора. Так появился Гидроном, система автоматизированного проектирования и расчетов потерь давления гидропривода. Графический редактор был создан в тогда еще Macromedia Flash MX, ныне Adobe Flash. Объект Flash был встроен в HTML страницу и запрашивал данные в формате XML, которые охотно выдавал PHP скрипт. Была подключена база данных MySQL, затем заменена на PostgreSQL с библиотекой всяких клапанов, распределителей, гидроцилиндров и прочего добра. Такую дичь побоялись внедрять, поэтому история на этом закончилась.

После поступления в аспирантуру программирование на PHP и Visual Basic вошло в привычку. А вот C++, Java и C# так и не зашли, сколько ни брался. Теоретические основы информатики, алгоритмизация и распознавание образов по фотографии были для меня настоящим мучением. В процессе я сделал для себя ряд нелестных философских выводов о смысле ученой степени. Выдавливать из себя науку ради корочек я отказался, хоть и осилил кандидатские экзамены. Главный вердикт был не лезть туда, где я буду выглядеть посредственно со своим скромным научным вкладом.

Исчезнув с радаров науки, меня захватила волна подработок в виде проведения курсов повышения квалификации инженерам предприятий региона. В ход шли все знания - AutoCAD, Inventor, системы документооборота, прикладное программирование и интеграция приложений, автоматизация предприятий. Так я попал в лапы Autodesk и стал техническим специалистом в области машиностроения. Сотрудничество с предприятиями Сибирского региона предполагало продажу, установку, настройку программного обеспечения и обучение персонала. Отфильтрованные знания попадали прямиком в электронные учебные пособия для студентов.

Трехмерный редактор Autodesk Inventor еще со студенческих лет стал моим фаворитом. Ежедневно находилась для него работа в совершенно непредсказуемых областях. Только что установочный диск вместо подорожника не прикладывал. С него началась довольно захватывающая история с Институтом ядерной физики. Перспективное сотрудничество университета с научными организациями Академгородка и удачное стечение обстоятельств привели меня в научно-конструкторский отдел. Продолжая преподавать и читать лекции, параллельно я начал участвовать в проектировании оборудования для Международного экспериментального термоядерного реактора ITER. Пройдя два курса CATIA и ENOVIA в Москве, я получил роль в интеграционной команде и начал заниматься разработкой рамных конструкций для диагностического оборудования.

После множества командировок во Францию меня включили в список тех, кто будет отправлен на год по контракту. Так я отработал полтора года из-за заставшего всех врасплох Covid-19. Вернувшись домой, я должен был в быстро влиться в прежний ритм. Один весенний семестр я снова продолжил преподавание и чтение лекций в ожидании рассмотрения моей заявки на новый контракт. Я твердо решил удариться в авантюру и получить позицию в проекте независимо от Российского домашнего агентства. И в этом был ряд причин.

Работая в организации, выступающей подрядчиком домашнего агентства и Росатома, ты получаешь информацию через посредников. Обмен трехмерными моделями между Москвой и Францией производился раз в неделю. Соответственно в домашнем агентстве хранится только малая часть инженерных данных. Низкая скорость и качество связи являлись незаменимыми атрибутами ежедневных медитативных практик. Мощная графическая станция становится абсолютно бесполезной, когда гигабайты данных грузятся в час по чайной ложке.

После ряда процедур контракт был подписан. Сначала я начал работать удаленно, параллельно улаживая дела в университете и в Институте ядерной физики. Были естественные переживания по поводу увольнения из организации, где прошла большая часть жизни. Во всей этой суматохе они благополучно растворились. Затем слаженными усилиями мы с женой наконец получили заветные визы и смогли перебраться во Францию. И как оказалось, это было своевременно.

Психологически я избавился от езды на двух стульях. Именно так ощущалась смена двух мест работы на одну не менее интересную и сложную. Она таила в себе немало вызовов. Во-первых, смешение стандартов, культур и подходов к работе в международной организации, языковые и другие барьеры требуют дополнительных усилий. Во-вторых, по тем же причинам и в связи со сложностью проекта обнаружился низкий уровень автоматизации. Иметь большой арсенал программного обеспечения крайне дорого. Тогда его необходимо собрать из того, что есть.

Произошедшее изменение в профессиональной деятельности заставило вынырнуть из привычного потока. Проводя очередной самоанализ и пересматривая плоды своего труда, мне пришла неутешительная мысль. Несмотря на вклад в такую сложную и важную для человечества экспериментальную установку главные мысли остаются без внимания. В душе я остаюсь все тем же преподавателем, конденсатором и проводником информации. Потребность в систематизации и передаче информации должна быть реализована. Поэтому я избрал именно вас, чтобы поделиться полезными наблюдениями.