«Бахрома у красной шали словно струйка крови красной.
Что-то пела о разлуке птица желтая Китая.
Танцовщица, будто бабочка, воздушна и прекрасна,
Тело хрупкое от ветра красной шалью заслоняет».
Зоя Ященко и группа «Белая гвардия»
«Айседора Дункан». Песня.
Идея написать об аромате «Красный мак» пришла мне в голову, когда я увидела выступление девушек-ушуисток с красными китайскими веерами на одном из чемпионатов ушу в нашем городе.
Они были такие красивые: нежные, плавные, утонченные, с китайской кошачьей грацией… но веера в их руках вспархивали огненно и страстно.
В моей голове ожила песня «Айседора Дункан», которую исполняет Зоя Ященко. И играла она до конца выступления юных владелиц огненных вееров.
Красный веер в нежных девичьих руках был смертельным оружием.
И на память мне пришел алый шарф Айседоры, расписанный китайскими иероглифами, роскошная вещица, убившая прекрасную танцовщицу.
Любовь - великое чувство, способное возвысить, вознаградить, осчастливить или убить. И ее символом может стать яркий алый китайский веер, а может и длинный шарф с густой бахромой.
Девушки кружились в убийственном танце, словно яркие бабочки-самураи, а мне пришел на ум еще один образ, ассоциирующийся у меня со страстной любовью - советские духи «Красный мак» в ярко-желтой бумажной коробочке с красным маком, лепестки которого облетают…
Если бы я была Айседорой Дункан, то станцевала бы аромат духов «Красный мак».
Эти духи древние, как наш мир.
Это не духи, а божественный нектар.
Когда я читала об Айседоре Дункан, то всегда представляла, что она окутана этим ярким, тягучим, неистовым ароматом, что он тянется за ней, как злополучный красный шарф, до самой смерти, до той точки невозврата, где перед лицом человека встает Небытие.
Но судьба посмеялась надо мной.
Духи «Красный мак» были выпущены парфюмерной фабрикой «Новая заря», с легкой руки Давида Грабера в год ее смерти - 1927 от РХ.
Айседора умерла, «Красный мак» родился.
И у меня, как сторонника теории переселения душ, закралась в голову озорная крамольная мысль: а что если душа великой Айседоры переместилась в эти не менее великие духи?)
И до сих пор царит в них, не давая им умереть.
Удивительно, но факт. «Красный мак» хранит свой аромат десятилетиями. Можно смело покупать винтаж. Сохранность, как правило, идеальная.
Нечто божественное налили в эти несравненные духи.
Нечто такое, что не дает их забыть, что выделяет их среди тысяч и тысяч других.
Они появились задолго до «Опиума» Ив Сен-Лорана, задолго до «Синнабара» и «Росы юности» Эсте Лаудер. Только «Шалимар» Герлена опередил «Красный мак» на 2 года. Он был выпущен в 1925 году.
Но они и не очень-то похожи. Хотя принадлежат к одному семейству - восточных.
Что был такое «Красный мак» для женщин эпохи СССР?
Горячий, специевый, густой, цветочный, амбровый.
Вдыхаешь его, и перед глазами предстает жгучая красавица, черноволосая, черноглазая, с тонким станом, яркими алыми губами, кружащаяся в знойном танце любви…
Ее алая юбка вихрится вокруг стройных ног, обнажая изящные лодыжки…
А она - огонь. Она - терпкий страстный мёд. Она - опьянение любовью под томную мелодию страдающей скрипки.
Эти духи - об одурманивающей силе любви, о страсти, о желании…
Куда там «Опиуму» (мною, кстати, нежно любимому) и, тем более, «Росе юности» до них!
Отстраненный, холодный «Опиум» рассказывает совсем другую историю. «Роса» - ода кока-коле.
По звучанию и раскрытию к «Красному маку» приближается «Синнабар», но и он не дотягивает. Слишком уж громкая его история. Не о страстной любви, не о пагубной страсти он, о нет.
В «Красном маке» есть все, что нужно для проявления ярких, ослепительных и томительных любовных чувств. Их медовая сладость проникает в самые скрытые уголки души, вызывая к жизни запретные желания….
Такие духи нужны были советским женщинам, как воздух. И они были востребованы до середины 80-х годов прошлого века.
Больше полувека жизни…
Они будут востребованы и сейчас. И перейдут в раздел современной ниши. Если только «Новая заря» их восстановит по тому самому, старинному рецепту, а не придумает убрать одно и добавить другое, как часто сейчас бывает.
Но, я думаю, такое уже невозможно. Слишком много парфюмерных ингредиентов попали под запрет.
«Красный мак» стал вызовом общественной уравниловке и обезличиванию в советское время.
Женщина, предпочитающая этот несравненный аромат, всегда выделяется из толпы. Она - манифест любви.
Заявленная пирамида духов «Красный мак» на Фрагрантике:
Амбра, альдегиды, роза, мускус, цитрусы.