Хочется назвать этот текст “Старик и море”: где в роли старика - одна стратегия, которая приносит море пользы и мальчик Вова, которого нельзя “победить”, только подобрать работающие стратегии.
“Зачем ему карточки он же говорит?” - самое частое, что я слышу даже от специалистов в отношении детей, которые используют отдельные слова или даже фразы. Таков наш мальчик Вова.
Вове - 8 лет и он очень талантлив. Он лепит, рисует, конструирует из лего, полностью самостоятелен в быту (одевается, раздевается, ест, умывается, чистит зубы и т.д.).
В общении Вова использует отдельные слова, реже - фразы, в связи с чем, есть заблуждение, что В. “говорит” и “карточки” или графические символы (средства альтернативной и дополнительной коммуникации - АДК) ему вовсе не нужны - миф №1.
А еще Вова практически всегда может занять себя сам и возникает иллюзия, что мальчик успешен в игре/занятиях и для его развития достаточно предоставлять ему то, что он любит (рисовать, лепить, строить) - миф №2.
У Вовы в медкарте значится детский аутизм. Из наблюдаемых сложностей: он не обращается напрямую ко взрослому, предпочитает играть и решать проблемы сам (как умеет), сложно регулирует себя при смене деятельности и когда что-то “надо”. В момент яростно протестует и тогда “уговорить” Вову практически невозможно.
Как же выстроить работу с мальчиком? Возможно надо быть с ним строже? (тоже частный совет). Но это не наш путь.
Первый и главный этап нашего пути - это диагностика. “На глаз” понять весь спектр развития ребенка и причин сложностей невозможно. (Это тоже заблуждение или скорее вредная привычка). “Насмотренность” может ошибаться, а значит весь план будет неэффективен.
Второй этап - анализ по результатам диагностики, который поможет определить конкретные цели, которые Вове сейчас доступны и помогут быть максимально активным и вовлеченным в жизнь (спойлер - и это не собирать еще длинней конструктор).
Все это мы с Вовой проделали. Это неизбежно требует времени, но лучше потратить 80% времени на анализ на начальном этапе.
Ключевая стратегия, которую решили использовать по результатам диагностики - это введение АДК для решения сразу 4! задач:
- Помочь Вове переключаться между активностями без аффекта (графическое расписание/внешний регулятор: “любимая” игра чередуется с “полезной” + таймер/песочные часы). Здесь есть еще этап работы на сенсорную интеграцию перед деятельностью (наш парень всегда в движении или проприоцептивном поиске, «брезглив» и избирателен в еде)
- Научить Вову обращаться ко взрослому (хотя бы одному, стабильно). Сделать это возможно “опосредованно” через символ. В данном случае не потому, что В, не знает что изображено на символе, а как промежуточная “дополнительная” ступенька для общения. В. сложно это сделать напрямую на данном этапе, но в будущем “символ” может уйти, а навык общаться остаться.
- Помочь Вове быть более социально включенным и активным: предложить В. другие типы игр: с сюжетами, ролями, “живыми” персонажами и социальными ситуациями, которые он сможет перенести в дальнейшем в жизнь. Использовать таблицы общения для включения Вовы.
- Рассказать Вове что он чувствует, так как мальчику сложно это осознать (грустно, весело, я злюсь, смущаюсь, расстроен и т.д.) и научить с этим обращаться, то есть регулировать себя более экологичным и социально приемлемым способом. Здесь нам помогут таблицы эмоций.
Как мы видим результат? Вова может переключаться из активности в активность, справляясь с эмоциями, взаимодействовать в игре со взрослыми и детьми. В типичных социальных ситуациях мальчик знает как себя вести и успешно это делает.
Внимание вопрос!
-Сможет ли Вова к этому прийти сам, продолжая привычные активности и с ограниченным взаимодействием со взрослым/и? И как вы думаете - сколько времени ему потребуется для достижения этих целей?
Юлия Тарасова, педагог-психолог, руководитель проекта Дети.Pro+
#особыедети