Найти в Дзене
Блог Оксаны Сергеевой

Как написать с детьми интересные истории? Советы от создателя "Чипполино" Джанни Родари

Сказку "Приключения Чипполино" Джанни Родари многие знают с детства. Для родителей и учителей у него есть книга «Грамматика фантазии», которую знают меньше или почти не знают. А она просто клад. Как устроено детское воображение? Какие есть законы сказочного повествования (а они есть). Как играть с детьми в слова? Какие игры и задания помогают сочинять истории?

Издательство "Самокат" перевод с итальянского Юлии Добровольской
Издательство "Самокат" перевод с итальянского Юлии Добровольской

Сегодня я вновь проводила по ней занятие и получила удовольствие от урока. А еще итог – счастливые дети и интересные тексты, которые у них получились.

Покажу несколько упражнений:

"Камень"

Начинаем историю со случайно выбранного слова. Родари предлагает слово «камень». Сначала нужно написать слово в столбик, а потом на каждую букву написать свою ассоциацию. Затем мы усложняем задание и просим учеников написать возле этих букв слова, которые будут складываться в предложение. Я на своих уроках брала не слово «камень», а имена учеников. Они любят задания, в которых они есть сами.

Бином фантазии

В этом упражнении берём два разных слова. Наша задача — связать их в историю. У Родари в книге показаны тексты, которые получились из слов «пёс» и «шкаф».

Пёс со шкафом — пёс, похожий на улитку, он всегда носит шкаф на спине.

Или «пёс в шкафу»: доктор пришёл домой и нашёл в шкафу собаку. Это упражнение носит и развлекательный характер.

«Но не следует недооценивать и развлекательный момент. Особенно если учесть, как мало в наших школах смеются».

Сегодня у меня на занятии мы с учениками смеялись над текстами, которые у них получились. Не над всеми, среди работ были и на серьёзные темы, но мы с удовольствием посмеялись над коровой, которая объелась луком.

В конце урока попросила учеников написать обратную связь
В конце урока попросила учеников написать обратную связь

Что было бы, если …

Эта техника проста. Нужно задать вопрос: «А что было бы, если?».

Родари предлагает брать первые попавшиеся подлежащее и сказуемое. Их сочетание и даст гипотезу.

Я не брала варианты из книги, а придумала свои:

Что было бы, если в школу надо было приходить в 20.00?

Что было бы, если все люди стали добрыми?

Что было бы, если бы наша школа находилась на острове?

В книге описано, как создавать лимерики, как из известной сказки придумать новую историю, Родари предлагает строить рассказы на основе карт Проппа и др.