Сегодня на международном отделении СПбДА учатся студенты из Филиппин, Финляндии,Боснии и Герцеговины, Индонезии, Индии, Африки, Иордании. Все они, ответив на призыв Христа, стали членами Православной Церкви. С некоторыми из них поговорили корреспонденты епархиального журнала "Вода живая".
Мне нравится быть одному, молчать, созерцать
Иеромонах Иоанн (Гондаяо) родился на Филиппинах, рос в католической семье, а после школы учился на психологическом факультете университета. Сейчас он — православный монах и студент 3 курса бакалавриата СПбДА.
Благодаря психологическому образованию я научился понимать, почему люди поступают в какой-то ситуации так или иначе. Я знаю, как работает психика человека, и это помогает мне во время Таинства Исповеди. Я лучше понимаю, почему он совершает тот или иной грех. Но я не пошел работать по специальности, не стал психологом, потому что понял, что это не мое. Мое сердце еще с детства было расположено к монашескому образу жизни. Мне очень нравилось быть одному, молчать, созерцать.
Я рос в типичной для Филиппин семье. Мои родители были католиками, но не практикующими. В храм ходили довольно редко. А сам я учился в католической школе, прислуживал во время Мессы в алтаре. Со временем я даже выучил наизусть слова службы. На уроках истории мы изучали историю как Католической, так и Православной Церквей. И вот тогда я удивился и задал себе вопрос: «Неужели есть какая-то другая Апостольская Церковь?» Ведь православие — древнейшая из конфессий. И я считаю, что Православная Церковь — это та Церковь, которую Сам Христос основал, передал апостолам и до сих пор поддерживает Духом Святым через епископов, священников.
Но это была теория, а «практическая» встреча с православием случилась после университета, в 2017 году. Посетив православный храм на Филиппинах, я понял, что Господь призывает меня быть чадом именно Православной Церкви. Можно сказать, что с этого момента начинается мой путь в православии.
По совету настоятеля
Александр Отто — гражданин Финляндии, поступил в бакалавриат СПбДА на очную форму обучения в 2022 году.
Миссия в Финляндии?.. Церковь не стоит на месте, у нас тоже есть епархиальные отделы, например по взаимодействию с молодежью, с учреждениями культуры и другие. Православие в Финляндии автономно и представлено двумя патриархатами: Московским и Константинопольским. Большая часть православных в Финляндии относятся к Константинопольскому патриархату, и в основном это коренные финны. К сожалению, наличие двух патриархатов осложняет общение не только между священнослужителями, но и между прихожанами. Сейчас у некоторых нет, например, возможности молиться за Литургией в своем любимом храме из-за его принадлежности к другому патриархату, с которым на данный момент есть разногласия. Возможно, в связи с этим сейчас наблюдается тенденция перехода большого количества верующих в храмы Московского патриархата. Это актуально даже среди финнов, которые мало интересуются религиозно-политической ситуацией в мире.
В Финляндии две государственные религии: православие и лютеранство. Граждане в обязательном порядке регистрируются на своих приходах для ежегодных выплат церковного налога. Плюс по просьбе Церкви местное управление городов выделяет средства на нужды религиозных организаций.
Финская Православная Церковь перешла на григорианский календарь. Если есть желание праздновать по григорианскому календарю, стоит идти в храмы Константинопольского патриархата, а если человек придерживается юлианского календаря, то может посетить храмы Московского патриархата. Только их, к сожалению, не так много.
Есть и другие отличия. Например, в Финляндии в храме женщины без платков. Вербное воскресенье объявлено государственным выходным, в этот день дети ходят по домам колядовать, держа в руках букеты верб, украшенные цветами. Поют тропарь и кондак праздника, за что получают сладкие подарки. Помню, как радовался, когда смог набрать целый мешок конфет. Его хватило до самого лета!
Сначала родители и другие мои родственники не считали себя верующими. Влияние оказала моя прабабушка — Вера, сохранившая веру в безбожные времена. Она тайно переписывала Евангелие от руки, организовывала собрания в домах у подруг для чтения Священного Писания. Я помню, как она читала мне молитвы утром и вечером, благословляла. Всё это было интересно для меня. Я спрашивал её обо всем подряд, начиная от самых знаменитых библейских сюжетов и заканчивая тем, как правильно креститься. Особенно меня поражал эпизод избиения младенцев и история Иосифа, которого продали в рабство родные братья. Всё пришло к тому, что 19 мая 2008 года в Таллине мы всей семьей крестились в храме святителя Николая Чудотворца на улице Вене, в переводе с эстонского это значит «Русская». Мне было шесть лет.
Мой родной приход расположен в самом центре Хельсинки на старом русском военном кладбище. Освящен храм во имя святителя Николая Чудотворца. Сам приход был основан в 1937 году русскими эмигрантами, которые решили сохранить стиль богослужебного календаря и создать свою общину. Со стороны не сразу можно понять, что это православный храм, так как он построен не в классическом русском стиле.
Приход у нас очень дружный, я бы даже сказал семейный. Прихожане — разных национальностей: русские, финны, прибалты, грузины и даже есть один американец. Помню, как первый раз переступил порог этого храма, он был пустой после службы, оставался только настоятель, протоиерей Николай Воскобойников. Узнав все подробности обо мне, в скором времени он предложил мне пономарить. Настоятель много рассказывал о Ленинградской духовной академии, которую он закончил, после чего служил у Патриарха Алексия II иподиаконом.
Когда я учился в финской школе, нам преподавали основы вероучения. В Финляндии государственная программа предполагает обязательное изучение религии, которую ты исповедуешь. Некоторые ребята отказывались посещать этот предмет, наверное, из-за того, что урок стоял в конце учебного дня и мало у кого оставались силы. Но когда занятие проводил игумен Сергий (Раяполви), настоятель Спасо-Преображенского Валаамского монастыря в Хейнявеси, в классе был полный аншлаг. Настоятель жил мыслью рассказать о Боге, и это чувствовали все.
Большое влияние на мой выбор поступать в СПбДА оказал настоятель. Именно он рекомендовал мне поступать туда, где сам когда-то учился. Главная трудность была в пересечении границы, еще закрытой в тот момент из-за короновируса. Но я рад, что только это стало препятствием к поступлению.
Мне как человеку из другой страны было трудно понять традиции, правила и здешний образ жизни, хотя сам город Санкт-Петербург мне знаком по поездкам с родными. Жизнь в Академии изначально для меня была чуждой, непривычной. А тот факт, что я плохо владею русской грамматикой, наложил свой негативный отпечаток на учебу. Но я искренне благодарен людям, которые живут со мной в комнате! Если бы не они, я бы дольше привыкал к новой жизни. В стенах Академии я прочувствовал, что значит русское выражение «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
Я надеюсь, что в будущем стану священнослужителем. Это ответственно и трепетно, но глядя на семинарских наставников, я хочу побыстрее закончить обучение и опробовать себя в деле служения Церкви и людям. Сложно скзать, останусь ли я в России. Думаю, что это, как и многое другое, решится в последний момент. Вопрос о поиске избранницы сейчас стоит для меня на первом месте. Предполагаю, мы будем вместе решать нашу дальнейшую судьбу. Но, конечно, желание остаться в России есть. Хотя в любом случае решение вопроса о месте моего служения останется за священноначалием.
Русские святые — это что-то особенное
Огнен Латинович — боснийский серб, аспирант Магистратуры департамента изобразительного искусства в Академии художеств города Баня Лука (Республика Сербская, Босния и Герцеговина). В 2022 году поступил на Иконописное отделение СПбДА.
В Церкви я уже почти десять лет, и всегда чувствовал, что мне это нужно. Мои родители — образованные люди. Конечно, коммунизм их не обошел, но они всё равно остались верующими. На своей родине я учился в Академии художеств, а после её окончания стал ходить на Литургии, начал держать пост, через какое-то время — читать Апостол. Было мне тогда примерно 25 лет.
Не могу сказать, что рисование для меня хобби. Это на всю жизнь, это профессионально. Еще когда я был студентом, да и после окончания Академии художеств я зарабатывал этим — у меня были заказы. Но если я рисую то, что хочу, тогда это ближе к хобби. Только в этом вижу разницу между хобби и работой. А вот то, что можно точно назвать моим хобби, — это кэндо, японское боевое искусство.
В России живу чуть больше года.
В Академии художеств мне учиться было намного сложнее, чем в Духовной академии. Здесь я вижу, что достаточно внимательно слушать и записывать на уроках материал, который дает преподаватель. Этого хватит для того, чтобы сдать экзамен и получить хорошую оценку.
Мне интересны скульптура, история художеств, но больше всего — рисование. Взять карандаш и начать что-то изображать на пустом листе бумаги… для меня это очень дорого. Преподаватели Духовной академии работают и в Академии художеств, для меня это честь. Мне это дает просто какое-то волшебное чувство. Я и раньше много слышал о СПбДА, очень рад, что имею возможность учиться здесь.
Конечно, мне ближе сербская культура. В Санкт-Петербурге мы тоже изучали сербскую живопись, как она развивалась с XIII–XIV веков. Но я люблю и русскую иконопись, поэтому я и приехал, чтобы познакомиться поближе с вашей культурой. Не думаю, что буду работать только в сербском стиле. После XV века — завоевания турками-османами — в сербской культуре начинается упадок. И таких сильных фигур, как в России, нет. А у вас был Андрей Рублёв.
Какие самые почитаемые святые в Сербской Церкви? Святой Савва Сербский — самый известный святой в Сербии. Еще — его отец Василий Острожский, святой Симеон Мироточивый, святой Николай Сербский. Я много читал их трудов.
Русская культура в Сербии хорошо известна. Я посещал монастырь святого Саввы Русского в Московской области, Свято-Троицкую Сергиеву лавру. Мне очень интересна история о том, как Дмитрий Донской обратился к преподобному Сергию Радонежскому перед боем с монголо-татарами. Свято-Троицкая Сергиева лавра мне очень понравилась, посещение таких мест для меня — обогащение души. Прикладываться к мощам русских святых — это что-то особенное, важное в жизни.
Если говорить о культуре в целом, мне близки Толстой, Достоевский… Мой любимый режиссер — Андрей Тарковский, я смотрел и пересматривал все его фильмы. Читал его книги. Книга «Запечатленное время» произвела на меня большое впечатление и помогла в моем художественном самовыражении.
Нет преград для поклонения Господу
Оркаа Енох Торкума — гражданин Нигерии, прибыл на подготовительную программу изучения русского языка «русский как иностранный» в ноябре 2022 года.
Я родился в православной семье и был крещен в младенчестве. Некоторые из моей семьи стали священниками. Считаю, что православие — это единственная истинная Церковь. Она всегда остается той же, что и в древности, и неизменно верно практикует учение Господа Бога нашего Иисуса Христа.
В нашей стране нет проблем с выбором конфессии, поскольку у каждого из нас своя вера. Человек ни от кого не зависит в своем религиозном выборе, так что никакого притеснения даже не подразумевается. Всё, что мы можем сделать, это рассказывать иноверцам о том, во что мы верим, о том, что является истинным, по нашему собственному мнению.
Православие у нас широко распространено: 60% церквей перешло под эгиду Русской Православной Церкви, и еще больше будет открываться после образования в Африке Патриаршего экзархата. В нашей стране православный приход является юридически самостоятельной религиозной общиной. Приходы не очень многочисленны, но обязательно помогают нуждающимся, проводят богослужения по церковному календарю.
В чем нуждается африканский приход?.. Транспорт, часовни, храмы, образование, питание, церковные принадлежности и так далее. Большая часть всего этого принадлежит грекам, поэтому, когда мы перешли в русское православие, то потеряли доступ к некоторым вещам. Но мы верим, что старики, бедняки, детские дома, бездомные — то есть всё то, чем мы занимаемся, играет большую роль в Церкви. На самом деле, для того чтобы поклоняться нашему Господу, нет никаких преград. Кстати, православное богослужение на 100% переведено на местные языки. Каждый приход по-своему отмечает церковные праздники. Однако, думаю, главное — то, что все готовятся и ждут их с нетерпением!
При переезде в Россию, кроме сложного процесса получения визы, проблем не было. Останусь ли я здесь? Всë в руках Божиих! Я счастлив быть там, где хочет этого Господь.
Мне к трудностям не привыкать
Бингкал Келли Дагандан — гражданин Филиппин, прибыл в Россию в 2019 году, сейчас обучается на 2 курсе бакалавриата СПбДА.
Я выбрал православную веру, потому что чувствовал, что это истинная вера, которая мне ближе по духу. На моей родине есть и другие христианские конфессии, например католицизм, протестантизм.
Однажды мой брат спросил, хочу ли я учиться в семинарии, и я ответил, что да, хочу. Мы обратились в миссионерский центр города Давао. Там мы с ребятами проходили подготовку к семинарской жизни. Выполняли послушания, помогали на богослужениях, для нас проводили лекции по разным духовным дисциплинам — истории Церкви, литургике. Потом нас отправили в Петербург.
Сначала было очень тяжело. Непривычно, очень холодно — я же из очень теплого климата. Но человек привыкает ко всему, и через полгода я смог адаптироваться. Мне нравится учиться, но было много трудностей. Особенно с русским языком. Сложный период изучения языка… и вот я уже учусь со своими друзьями из России на втором курсе! Мой любимый предмет — литургика. Она не только полезна для будущего священнослужителя, но и помогает не заскучать на службе.
С родственниками я общаюсь примерно три раза в месяц. Из-за разницы в часовых поясах у меня мало времени, а еще ведь у нас много заданий, которые надо выполнять, и разных послушаний, например трапезная, дневная и ночная вахта, рабочая группа. Для меня это не очень сложно, я привык к таким условиям еще на родине. Там постоянно надо работать, помогать родителям на ферме, но и не забрасывать учебу.
Конечно, я хочу быть священнослужителем, чтобы мои труды не оказались бессмысленными. Собираюсь жениться, надеюсь, что Бог пошлет мне избранницу, но на всё Его воля. На моей родине православная вера появилась недавно, там мало священников. Было бы логично уехать, но у меня есть желание остаться в России. Но, конечно, я действую с благословения своего архиерея, благословит отправиться на родину — поеду, разрешит остаться — буду изучать Россию дальше.
Текст подготовили Николай Мамаев, Александр Якушев, Филипп Артемьев, Дорофей Ковалёв, Александр Тарнакин, Роман Копелев, Никита Егоринин, Павел Дуплин, Митрофан Безруких и Иван Скляров.
Фото: Сергей Алексеев/Пресс-служба СПБДА