Сегодня на арт-рынке жесткая конкуренция: художников больше, чем когда-либо прежде. Причем на одной ступени могут оказаться как дипломированные специалисты, так и выпускники краткосрочных курсов. Одним словом, рисуют все! В таких условиях одна из главных задач художника – выделиться среди других художников.
Как художнику стать узнаваемым и с какими проблемами на пути к узнаваемости можно столкнутся – давайте порассуждаем!
Прямой путь к узнаваемости – разработать и использовать уникальный и различимый визуальный язык. Многие работы известных художников узнаешь с первого взгляда. Посмотришь на картину и понимаешь, что перед тобой работа, например, Репина, Рейнольдса или Поллока. Даже подпись или текстовая карточка на стене рядом с картиной не понадобятся.
Например, множество людей, животных и разношерстных объектов, религиозные и сюрреалистические мотивы, сложносочиненные многофигурные композиции – это, возможно, Босх.
Другой пример: портреты или малофигурные композиции, сто оттенков желтого и коричневого, глубокий темный фон – это, возможно, Рембрандт.
Еще один пример: балерины – это, возможно, Дега.
Конечно, такие ассоциации основаны на значительном упрощении. Но они здорово помогают быстро установить вероятного автора картины. И кратно повышают узнаваемость.
Черта, стиль, техника, сюжеты, герои, материалы, композиция игра света и тени, цветовая гамма – это и многое другое может стать «фишкой» в художественном повествовании. Той «вишенкой» на торте из знаний, навыков и опыта, которая будет привлекать внимание, рекламировать и даже продавать художественные работы. Визуальный стиль художника – это голос художника, для которого не нужно слов.
Выберите один элемент или несколько элементов визуального стиля, развивайте их до совершенства и применяйте их в каждой своей работе.
Чтобы стать узнаваемым, надо стать уникальным. А чтобы стать уникальным, надо творить особым образом, быть единственным в своем роде, оригинально подходить к решению рутинных задач.
Творите по-другому – творите по-своему. Следуйте своей моде – следуйте своему творческому чутью. Будьте узнаваемым – будьте верны себе.
Комбинируйте, переворачивайте, варьируйте, располагайте – и все это в вашем фирменном стиле. Размер, цвет, форма, расположение – все пригодится.
Как развить собственный визуальный язык? Инструкций с гарантированным результатом, конечно же, нет.
Например, можно начать с размышления, что вы видите, что это значит для вас, что вы хотите транслировать окружающим. Важно быть уверенным в собственных наблюдениях и суждениях, а также честным перед собой и перед публикой.
Последовательность – ключевой помощник: чем более последователен художник в своем визуальном языке, тем скорее зрители его приметят, поймут и запомнят. Поначалу только художник понимает свой визуальный язык, со временем и с повышением частоты применения этот язык поймут и другие.
Уникальный – не обязательно одиозный и бескомпромиссный. Можно пользоваться уже проверенными временем приемами (например, голубой цвет успокаивает, а красный – стимулирует). Универсальный визуальный язык, знакомые зрителям инструменты визуального воздействия создадут крепкий фундамент для творческого самовыражения. Связывать новое слово в изобразительном искусстве со знакомыми приемами – значит повышать шанс на узнаваемость.
В поисках уникального визуального языка можно поиграть с материалами: старые темы с новыми материалами – уже другая история!
IT-технологии могут сослужить хорошую службу, но, по моим наблюдениям, во многих диджитал-работах прослеживаются одни и те же приемы (что означает отсутствие уникальности). По некоторым элементам можно сходу понять, в какой программе работал художник, какие техники использовал для улучшения изображения, какими визуальными эффектами украшал свою картину. Пожалуй, это повышает узнаваемость цифрового продукта, а не художника, который его использовал.
Все ли средства на пути к узнаваемости хороши? Однозначно надо оставаться в рамках правового поля. В остальном спектр выбора широк и многогранен.
Кто-то эпатирует, кто-то саботирует, кто-то агитирует. Многое зависит от этики, культуры и ценностей, разделяемых художником.
Стоит держать в уме, что с разработанным визуальным стилем художнику презентовать себя арт-рынку, а еще жить и творить долгие годы. При этом изменение (тем более радикальное) визуального стиля может снизить уровень узнаваемости и даже негативно сказаться на финансовых результатах творчества (публика может не принять новый стиль и не захотеть приобрести экспериментальные работы).
Характерный визуальный стиль – это и добро, и зло: он и помогает, и мешает творческому самовыражению.
Если творить как всегда, можно заскучать и погрузиться в творческий кризис.
Если творить по-другому, можно растерять аудиторию, утратить лояльность арт-рынка.
Как обычно в ситуации выбора между противоположностями, давайте искать золотую середину – иметь под рукой узнаваемый стиль и продолжать творческие поиски, время от времени радуя публику результатами художественных экспериментов. Адаптируйте свою «классику» под сегодняшний день. Оставайтесь гибкими и, если необходимо, приспосабливайте свой визуальный язык под истории, которыми хотите поделиться с мировом.
Любите искусство – и оно ответит вам взаимностью!
****
Спасибо за просмотр и следите за обновлениями 😘
🤗💡Поддержать автора, художника и арт-блогера можно тут:
****
Все изображения приведены в информационных целях, а права на них принадлежат правообладателям.
****
Смотрите также: