Найти тему
Исторический загул

Трамвайный привет из прошлого

Самый обыкновенный трамвайный павильон Москвы дометрополитеновской эпохи. Фото автора
Самый обыкновенный трамвайный павильон Москвы дометрополитеновской эпохи. Фото автора

Далеко не в центральном районе столицы сохранился интереснейший объект - трамвайная остановка из ранней советской эпохи.

Даже с кофейней внутри. Фото автора
Даже с кофейней внутри. Фото автора

Вот здесь, возле парка Тимирязевской академии:

Остановка "Красностуденческий проезд"
Остановка "Красностуденческий проезд"

Трамвай - главный общественный транспорт Москвы до 1935 г., когда его начнёт теснить метро, а заодно подключатся и автобус с троллейбусом. Соответственно, остановки в центре возводились капитальные. По крайней мере, по сравнению с нынешними.

На Смоленской площади в 1925 году. Трамвайный павильон. Изображение отсюда: https://pastvu.com/p/18816
На Смоленской площади в 1925 году. Трамвайный павильон. Изображение отсюда: https://pastvu.com/p/18816

С начала 1930-х павильоны строились по проектам Е. Шервинского. Выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества 1911 г. , он работал в разных стилях. В том числе, в классицизме:

Научно-практический центр им. З.П. Соловьёва, изначально - клиника Н.Н. Баженова и С.Л. Цейтлина для душевнобольных на Донской ул.1914 г.
Научно-практический центр им. З.П. Соловьёва, изначально - клиника Н.Н. Баженова и С.Л. Цейтлина для душевнобольных на Донской ул.1914 г.

Времена поменялись, в 1920-е годы в стране господствует конструктивизм, и первые павильоны Шервинского выглядели соответствующе:

Остановочный павильон "Марьина роща". 1925 г. Изображение отсюда: https://pastvu.com/p/18820
Остановочный павильон "Марьина роща". 1925 г. Изображение отсюда: https://pastvu.com/p/18820

Остановки с "вокзальчиками" строились ещё и потому, что транспорт работал не то, чтобы очень регулярно. А чем ближе к 1930-м годам, тем ситуация в столице ухудшалась. Пробки, только трамвайные, стали настоящим бедствием. В один прекрасный день столица просто встала...

Трамвайно-гужевой затор на Мясницкой. 1928 г. Изображение из открытых источников
Трамвайно-гужевой затор на Мясницкой. 1928 г. Изображение из открытых источников

В связи с этим, время ожидания, особенно зимой, было не так тяжко коротать. Позже архитектурные приоритеты в стране сменились, транспортные сооружения стали возводить в стиле, близком к сталинскому классицизму.

Бывший диспетчерский пункт в 1-м Боткинском проезде. Изображение отсюда: https://pastvu.com/p/54876
Бывший диспетчерский пункт в 1-м Боткинском проезде. Изображение отсюда: https://pastvu.com/p/54876

Чудом сохранившаяся остановка на Тимирязевской сохранила чугунную несущую конструкцию, дерево - конечно, новодел. В некоторых источниках её ошибочно датируют концом XIX века. В те времена из Москвы от нынешнего Белорусского вокзала сюда, к Петровской земледельческой академии (нынешняя Тимирязевская) ходил трамвай, но паровой. Для москвичей просто "паровичок".

А вот и он. Изображение из открытых источников
А вот и он. Изображение из открытых источников

Маршрут этого загородного типа-трамвая действительно проходил по нынешнему Красностуденческому проезду. Возможно, остановка была на этом же месте. Но в нынешнем виде павильон был построен между 1926 и серединой 1930-х, когда в бывший пригород пришёл наконец электрический трамвай. Хотя теперь места ожидания и кофейня поменялись местами. Было.

Остановка в 1951 г. Изображение из открытых источников
Остановка в 1951 г. Изображение из открытых источников

Стало:

Фото автора
Фото автора

Но главное, что чугунная основа уцелела! Павильон пребывал в плачевном состоянии в 1970-е-80-е, потом деревянная часть тупа сгорела.

Но сначала в 1990-е остановку восстановили с типичными для того времени целями - для ларька, конечно!

"Там вдали, у метро загорались огни, за ларьками братки суетились...". Изображение из открытых источников
"Там вдали, у метро загорались огни, за ларьками братки суетились...". Изображение из открытых источников

В 2018-м, благодаря Архнадзору и неравнодушной общественности сферы транспорта и услуг привели в цивилизованный вид.

Фото автора
Фото автора

Фото автора
Фото автора

А на сегодня всё. До скорой встречи!

Спасибо всем, кто ознакомился! Не забывайте подписаться на канал, одобрить (надеюсь) прочитанное пальцем вверх, высказать своё мнение, оставить пожелания, заявления, жалобы, отводы.