Далеко не в центральном районе столицы сохранился интереснейший объект - трамвайная остановка из ранней советской эпохи.
Вот здесь, возле парка Тимирязевской академии:
Трамвай - главный общественный транспорт Москвы до 1935 г., когда его начнёт теснить метро, а заодно подключатся и автобус с троллейбусом. Соответственно, остановки в центре возводились капитальные. По крайней мере, по сравнению с нынешними.
С начала 1930-х павильоны строились по проектам Е. Шервинского. Выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества 1911 г. , он работал в разных стилях. В том числе, в классицизме:
Времена поменялись, в 1920-е годы в стране господствует конструктивизм, и первые павильоны Шервинского выглядели соответствующе:
Остановки с "вокзальчиками" строились ещё и потому, что транспорт работал не то, чтобы очень регулярно. А чем ближе к 1930-м годам, тем ситуация в столице ухудшалась. Пробки, только трамвайные, стали настоящим бедствием. В один прекрасный день столица просто встала...
В связи с этим, время ожидания, особенно зимой, было не так тяжко коротать. Позже архитектурные приоритеты в стране сменились, транспортные сооружения стали возводить в стиле, близком к сталинскому классицизму.
Чудом сохранившаяся остановка на Тимирязевской сохранила чугунную несущую конструкцию, дерево - конечно, новодел. В некоторых источниках её ошибочно датируют концом XIX века. В те времена из Москвы от нынешнего Белорусского вокзала сюда, к Петровской земледельческой академии (нынешняя Тимирязевская) ходил трамвай, но паровой. Для москвичей просто "паровичок".
Маршрут этого загородного типа-трамвая действительно проходил по нынешнему Красностуденческому проезду. Возможно, остановка была на этом же месте. Но в нынешнем виде павильон был построен между 1926 и серединой 1930-х, когда в бывший пригород пришёл наконец электрический трамвай. Хотя теперь места ожидания и кофейня поменялись местами. Было.
Стало:
Но главное, что чугунная основа уцелела! Павильон пребывал в плачевном состоянии в 1970-е-80-е, потом деревянная часть тупа сгорела.
Но сначала в 1990-е остановку восстановили с типичными для того времени целями - для ларька, конечно!
В 2018-м, благодаря Архнадзору и неравнодушной общественности сферы транспорта и услуг привели в цивилизованный вид.
А на сегодня всё. До скорой встречи!
Спасибо всем, кто ознакомился! Не забывайте подписаться на канал, одобрить (надеюсь) прочитанное пальцем вверх, высказать своё мнение, оставить пожелания, заявления, жалобы, отводы.