Знаете, что такое жизнь в “закрытом городе”?
Это много военных на улицах и засекреченные военные части.
Это военные патрули с проверкой документов.
“Закрытые зоны”, куда нет доступа обычным жителям, а “необычные” (не все и не всегда) могут попасть туда только по особым пропускам.
Въезд и выезд в город только через КПП: для жителей по факту прописки, для гостей - только по заранее заказанным и оформленным пропускам…
Мой город был такой: стратегического назначения и засекреченный.
Только в 1996 году Кронштадт открыли для всех желающих.
Подумалось вдруг, секретных объектов в СССР было же великое множество.
Существуют прелюбопытнейшие сооружения, которые признаются единственными в своем роде. И единичными не только на территории страны, но и в мире.
Один из таких мегапроектов, который, кстати сказать, так и не использовался по своему прямому назначению - подземный завод для ремонта и снаряжения подводных лодок.
Начало строительства, как результат паранойи “холодной войны”
Разжег паранойю Уинстон Черчилль, когда уже был отставным премьер-министром Великобритании.
5 марта 1946 года он произнес свою знаменитую речь в Вестминстерском колледже в Фултоне (США), что фактически стало сигналом начала «холодной войны».
В период после Второй Мировой войны в конфронтацию вступили две сверхдержавы - СССР и США.
Ядерное сдерживание было единственным на тот момент способом сохранения границ и государственности.
Это было то время, когда оба государства рассматривали ядерное оружие как реальное средство ведения ядерной войны, отличающееся от других лишь более высокой мощностью.
Поэтому СССР и США кинулись наращивать свой ядерный потенциал, угрожая друг другу превентивными ударами и ударами возмездия.
Кроме демонстрации силы - создавались “тихие” объекты, которые держались в глубочайшей тайне и были засекречены от противника.
Сталин осознавал - в случае внезапной ядерной атаки необходимо каким-то образом спасти хотя бы часть своего флота.
В то время “ядерный проект” страны курировал Берия, поэтому он получил приказ найти подходящее место, где могли бы базироваться подводные лодки для нанесения ответного ядерного удара.
Критерии выбора Лаврентия Павловича были таковы: база должна располагаться на полуострове, где имеются леса, горы, уникальный ландшафт. Такие, чтобы все проводимые работы скрыть от посторонних глаз.
Поиски длились несколько лет и в 1953 году выбор пал на тихую Балаклавскую бухту (полуостров Крым).
Населенный пункт тут же засекретили и поменяли статус - город Балаклава превратился в закрытый район Севастополя.
Появились ограждения с колючей проволокой, выросли замаскированные под скалы наблюдательные вышки.
С этого момента начал существование “Объект 825 ГТС”.
Почему именно Балаклава?
Выбор бухты в Балаклаве оказался не случайным, тем более что в Севастополе уже была развернута крупнейшая в советском союзе Военная морская база Черноморского флота.
Балаклавская бухта - одна из самых удобных бухт на Чёрном море для швартовки кораблей.
Узкий извилистый пролив шириной в 200 - 400 м, в котором никогда не бывает штормов. И рельеф уникальный - с моря абсолютно не видно то, что расположено в самой бухте. Со стороны моря она не просматривается ни под каким углом.
Внутри очень удобная гора Таврос, сложенная из плотных слоев известняка - податливого, чтобы “прорубаться” вглубь и в то же время очень прочного.
Летом 1957-го началось строительство подземного завода. Все было настолько засекречено, что даже местные жители ни о чем не подозревали.
Это был единственный в мире подобный подземный комплекс. В предельно сжатые сроки сооружены подземные убежища для субмарин и военный завод "Металлист" для их ремонта.
Подземный комплекс общей площадью около 15 тыс. м2 был спроектирован ленинградским проектным институтом “Гранит” и размещен внутри скалы.
Объект ввели в эксплуатацию с 1961 года, в период Карибского кризиса.
На что был рассчитан бункер
В случае ядерной угрозы “подземное царство” было рассчитано для укрытия 10 тысяч человек и целого дивизиона субмарин. В автономном режиме они могли находиться бункере в течение 3 лет!
А завод “Металлист” общей площадью 9600 кв. м, не пострадал бы даже в случае прямого атомного удара мощностью до 100 Кт.
Представляете? - это в пять раз мощнее, чем бомба сброшенная на Нагасаки. Для сравнения - туда прилетело 20 килотонн.
Это была база для подводных лодок проектов 613 и 633 (смотрите на фото в галерее), ремонтные сухие доки, арсенал для хранения ядерных боеголовок.
Чем все завершилось
“Объект 825 ГТС” - мировой шедевр фортификационного искусства и высочайших инженерных технологий 20 века.
Это первый в мире подземный защитный комплекс с искусственным морским каналом и системой жизнеобеспечения, который просуществовал вплоть до развала СССР, но не только этот факт стал завершением его военной истории.
Комплекс к тому времени уже не мог выполнять ремонтные функции. Лодки, на которые он был рассчитан - давно и безнадежно устарели.
Субмарины новых классов были не просто во много раз мощнее по вооружению, но и значительно больше по габаритам. Они просто не вмещались в канал.
Так что печальный конец комплекса был предрешен - в 1994 году из Балаклавы ушла последняя подводная лодка и завод прекратил свою деятельность.
Потом содержимое Тавроса почти десятилетие растаскивалось и разворовывалось. Пока в 2003-м здесь не открыли музей.
Но это уже совсем другая история.
Понравилась статья? Поставьте 👍
Читайте также: