Найти тему
Александр Дедушка

В чем польза уединения и молчания? Какой глас Божий можно тогда услышать?

Св. Тихон Задонский
Св. Тихон Задонский

Об этом говорит св. Тихон Задонский:

«Как в чистой и тихой воде удобнее солнце видится, нежели в возмущенной и волнующейся, так вечное и духовное Солнце – Бог – удобнее в тишине и покое верою и умным оком познается, нежели в беспокойстве и людской молве…. Это духовное сокровище пресекается молвою житейских бесед и, если не будет в клети сердца хранимо, расхищается».

Особенно такое состояние ценно во время поста, когда в молитве Ефрема Сирина звучит мольба против празднословия.

Но об этом же говорит и святитель Тихон:

«Уединение празднословия не знает, за которое следует дать ответ в день суда (Мф.12.36), но есть матерь молчания, которое есть корень безгрешности и добрых дел».

Выстраивается цепочка: уединение – мать молчания – корень безгрешности.

Мало этого, уединение еще и побуждает к рассмотрению своей совести, которая непременно будет побуждать к исправлению:

«Там может быть рассмотрение совести, которая, как книга записная, представит тебе прошедшего жития твоего грехи, представит суд Божий за грехи и геенну, грешникам уготованную, от чего последует истинное покаяние и сердечное сокрушение».

Наконец, в уединении под влиянием этого действия совести происходит переоценка ценностей, когда все пустое теряет свою цену, но во весь рост встает неизбежное и неотвратимое:

«Там бывает праведное и верное о мирских и тленных вещах, богатстве, чести, славе и сласти рассуждение, которое покажет тебе всю ту утеху, как сонное видение, ненадолго являющееся и исчезающее, и представит смерть приближающуюся, и неизвестно ко всякому приходящую, которая всему конец полагает».

Да – все святые в один голос говорят, что эта жизнь подобна сну.

Ведь именно во сне происходят фантасмагорические превращения, когда мы гоняемся за пустым и пугаемся эфемерных страшилищ.

Увы – то же самое мы делаем и уже проснувшись – наяву, в самой что ни на есть реальнейшей жизни.

Только осознать это далеко не всегда способны. Иногда такое осознание происходит уже только в момент итогового «пробуждения» - смерти.

Но это можно сделать и раньше – и уединение может поспособствовать этому.

Ну, и наконец, главное, что может произойти с человеком только в уединении и безмолвии, в той самой тишине, в которой только и может человек услышать глас Божий.

Вот что говорит святитель Тихон:

«В тишине услышишь, возлюбленный христианин, глас Божий, внутри тебя говорящий: «Я Господь Бог твой, Который тебя создал, и образом Своим почтил, и о тебе печется, Которого тебе, как Создателя и Бога своего, должно усердно почитать, любить, слушать, призывать…»

Да – только в тишине уединения можно услышать все это и понять, что есть Бог для тебя, что Он:

- создал тебя;
- почтил Своим образом (то есть ты должен быть похож на Него);
- печется о тебе.

И соответственно в ответ на это услышание и понимание, в тебе должно родиться ответное желание:

- почитать Бога;
- любить Бога;
- слушать Бога;
- призывать Бога (то есть молиться Ему)

Последнее очень важно.

То есть услышанный в уединении глас Божий должен произвести в тебе желание ответа – устремленную к Богу молитву.

И если это произойдет – каждый из нас в полной мере оценит величайшую полезность уединения и безмолвия, о которых говорит святитель Тихон.

Стоит прислушаться к его словам.