Найти тему
Переплёт

"Прибытие": фильм Дэни Вильнёва, который отлично дополнил рассказ Теда Чана

Языков общения на нашей планете более чем предостаточно. На данный момент их насчитывается более 7 тысяч во всём мире, и, в большинстве случаев, каждый из них уникален по-своему. Но как бы там ни было, любой человек всегда способен понять другого человека, даже при условии незнания языка собеседника.

Можно использовать жесты, можно - символы, обозначающие то или иное действие или же предмет. Однако, представьте себе ситуацию, если вам выпала возможность вести диалог с обитателем другой планеты. Легко впасть в ступор, не правда ли? Особенно когда у обитателей иных миров своя суть и атрибутика жизнедеятельности, своя культура, своё видение происходящих событий во Вселенной. Что сказать, да и как вообще завести диалог с подобным существом?

Как правило, фантасты стараются обойти сложный вопрос языковой коммуникации. Для этого есть всего несколько способов: можно ввести некий "общегалактический" язык, можно построить на проблеме общения сюжет или вообще игнорировать проблему, не упоминая о разнице рас вообще. Но есть редкая категория писателей, которые стараются "думать как пришельцы". Одним из них является американский китаец Тед Чан, который в 1998 году попробовал расшифровать инопланетный язык в рассказе "История твоей жизни".

Это чистой воды научная фантастика, в которой за научную часть отвечает лингвистика. И, как настоящая научная фантастика, рассказ довольно сложен для неподготовленных читателей, стремящихся получить от рассказа эмоции, а не раздумия. Впрочем, три главных западных премии (Страджона, "Небьюла" и "Локус") свидетельствуют, что надо постараться, вчитаться и понять смысл рассказа.

Но, если так и не разберётесь в хитросплетениях чановского разума, когда будете читать "Историю твоей жизни", понять его научно-фантастическую идею вам поможет фильм Дэни Вильнёва "Прибытие", снятый по рассказу. Потому что это тот самый редкий случай, когда кино не хуже и не лучше литературной основу. Фильм гармонично дополняет рассказ и визуально раскрывает то, что Чан не смог показать буквами.

У героини данного фильма было не так много времени, чтобы понять, что же пытаются донести до людей инопланетные существа за счёт своей символики. Рассказ почти полностью построен на её размышлениях, но ведь фильм должен был захватить внимание зрителя не только мыслями, но и действием.

Из рассказа очевидно, что между собой гептаподы общаются не только знаками, но и посредством странных издаваемых звуков. А вот с чужой цивилизацией первый контакт они производят лишь за счёт непонятных на первый взгляд знаков, которые даже блестящему лингвисты вот так сразу разгадать оказалось не под силу. И эти знаки надо было показать, с чем команда Вильнёва справилась блестяще, визуализировав идеи Чана и полностью раскрыв их для зрителя.

-2

Художниками-постановщиками, работавшими над проектом, было создано больше сотни различных круговых символов и каждый из них носит своё, на первый взгляд непонятное, значение. Однако, язык гептаподов не так сложен, как может показаться, если понять то, как они размышляют в целом. К примеру, мы часто записываем то, что проговариваем. Бывает, что слово в слово, а бывает и немного редактировано, чтобы яснее донести мысль. Гептапод в этот момент спросит: а зачем вообще записывать то, что ты и так уже проговорил?

Инопланетные существа в фильме Вильнева мыслят циклично, то есть для них не существует понятия какого-то определённого отрезка времени или действия. Их основной способ коммуникации – это живое общение. В то же время письменность существенно отличается от речи.

Однако, если отталкивать все эти детали, то их язык можно назвать «языком времени», или даже «языком будущего». За счёт символики своего языка эти существа показывают героям фильма не буквы, не знаки препинания или другие формы письма. Эта символика означает непосредственное действие, которое могло бы быть или будет выполнено говорящим.

  • Да, образ мыслей гептаподов близок к предвидению будущего, а сами существа являются ни больше ни меньше чем провидцами.

Говоря простым языком, каждый человек, так или иначе, за счёт произнесённых им слов обозначает то или иное действие. Например, «пойду полью цветы», или «пойду приготовлю покушать». В понимании гептаподов попросту нет смысла произносить эти слова, ведь действие в любом случае будет совершено. Поэтому в основе их языка лежит символика тех или иных действий, что и пытается разгадать главная героиня фильма, с чем в итоге справляется блестяще.

Сложно? Да. И это в лёгком, разжеванном пересказе. В рассказе всё гораздо сложнее. И то, как Вильнёв смог "раскрыть" рассказ с помощью картинки на экране - просто великолепно! "Прибытие" абсолютно заслуженно было одним из главных претендентов на "Оскар-2016", но... вмешалась пресловутая повесточка. А ведь это мог быть первый НФ-фильм, получивший главную западную кинопремию.

Смотрели "Прибытие" / читали рассказ Теда Чана?