Найти тему
Госадмин.ру

Плач про AURUS или почему не родилась кракозябра?

Президентский автомобиль AURUS, если бы его разработка была заказана по нашим законам 44-ФЗ или 223-ФЗ о госзакупках, получился бы скрипучим пятиколёсным велосипедом, три колеса которого заклинило сразу после приёмки.

Госзакупки – это процедура госуправления, которой нельзя избежать, потому что органы исполнительной власти не обладают достаточной компетенцией и средствами производства чтобы самим производить всё, в чем возникает государственная потребность. Целесообразно заказывать у компетентных профессионалов.

Это общественный транспорт, инженерные коммуникации, мебель, оргтехника, расходники, здания школ, больниц. Если в отношении продукции с четкими характеристиками всё более-менее просто, объявил аукцион, у кого нужное дешевле, тот и выиграл, то в отношении НИОКР или создания сложного программного обеспечения всё очень непросто или невозможно формализовать по объективным критериям качества, ведь зачастую заказывается ноу-хау.

Формально государство описывает требования, которым должен соответствовать конечный продукт и предельную цену, которую за него может заплатить (допустим, 5 млн). Чаще конкурсы объявляют так, что подписание контракта приходится где-то на август-сентябрь, а работы принимаются и оплачиваются до конца года, то есть на реализацию остается до 5 месяцев.

Все опытные участники заявляют в точности то, что написано в техническом задании. К заявке участник прилагает сведения об опыте аналогичных работ (он должен быть), о количестве и ученых степенях людей, которые есть в организации (чем больше докторов и прочих «академиков», тем выше оценка заявки).

Прикинем возможную зарплату на руки 10 работникам исполнителя. 5 минус НДС (20%) – 4, минус страховые и пенсионный (30%) – 2,8, минус НДФЛ (13%) – меньше 2,5 млн рублей. Теперь на одного из 10 «академиков» посчитаем за 5 месяцев (делитель 50). Пятьдесят тысяч рублей в месяц на руки чистыми. Каких «академиков» вы на такую зарплату привлечете? Правильно, либо фиктивных, либо халтурных. И это от предельной цены, которая никогда не актуальна, сумма в контракте всегда ниже.

Ответственный потенциальный поставщик считает реальные затраты на выполнение работ до получения результата, вычитает налоги, какую-ту норму прибыли закладывает, оценивает свои возможности уложиться в заданные сроки (аврал стоит дороже). Если всё срастается, то обычно цена заявки составляет 70-90% от предельной.

При этом нужно перечислить денежное обеспечение заявки, предоставить банковскую гарантию под то, что в случае победы всё будет выполнено.

И тут на конкурс подаются назовем их так «профессиональные гуру конкурса». Так же, как и ответственные участники, они говорят, что всё-всё сделают, но за пятую часть от предельной суммы. У них есть опыт таких работ, они уже лет 5 так демпингуют, говорят, что у них сто академиков и докторов, никто из которых реально не работает по таким контрактам, а только числятся в организации, ну и выигрывают конкурс. Куда деваться конкурсной комиссии? Есть формула. Все понимают, что за заявленную сумму ничего не будет сделано качественно, за пятую часть будет пустышка. Но гуру это не важно, опыт обосновывать в отчетах всякую ерунду есть. Такие результаты работы никому не нужны, но их примут, потому что формально будет всё в соответствии с ТЗ, проверяющие «не подкопаются». И таких контрактов у этой госзакупочной саранчи много, они на конвейере, бизнес такой.

И хорошо, если заказана какая-то теория управления или несущественный софт. А если это какой-то объект, который должен обладать какими-то показателями безопасности? Опасно, и оно выстреливает, и это стараются «замалчивать».

В высоких кругах о ситуации знают, но не спешат менять правила игры. Кому-то это выгодно. Кому? Можем догадываться, что есть какой-то «интерес от общего потока».

Таким образом мы и другие ответственные исполнители проигрываем не один контракт с хорошей задумкой «по делу», «для людей», и с сожалением видели те пустышки, которые выдают гуру конкурсов.

Результаты от этих победителей остались в столах, а потом в шредерах. А жизнь людей так и не улучшилась благодаря этой конкурсной саранче. Ком проблем лишь нарастает.

В этой ситуации есть методы работы под частный заказ заинтересованных чиновников высокой степени ответственности и амбиций. Их в разной степени «официальности» финансируют из резервных внебюджетных, иногда частных источников, но такие контракты случаются весьма редко.

Или если результат влияет на имидж страны, и заказывается совсем высоко, как в случае AURUS, изыскиваются возможности привлечь самых лучших разработчиков и исполнителей, получаются лучшие результаты. А будь нормальные госзакупки в таком же режиме – были бы качественными и здравоохранение, и образование, и развитая промышленность, и вы сами ещё назовёте что.

Первый вице-премьер Белоусов недавно сокрушался о развале инфраструктуры опытно-конструкторских разработок. Угадайте, почему? И почему без полной замены базовых принципов госуправления на реальное стимулирование роста эффективности нельзя восстановить деградировавшие отрасли, инфраструктуру или доходы людей простым распоряжением важных начальников?

Перестаньте с лупой контролировать цифры госрасходов и ставить галочки по пунктам ТЗ! Начните с тем же энтузиазмом контролировать и финансировать достижение показателей роста, улучшений! Попытайтесь отойти от кумовства и ведомственности пока не поздно, и ком неэффективности не накопил критическую массу.

Если вам близко и нравится направление и содержание канала, не сочтите за труд подписаться и выразить свое отношение, что будет стимулом для нашей дальнейшей работы.
Зеркало канала в Телеграм -
https://t.me/gosadminru