Найти тему
айтишник наоборот

Вопросы, которые нужно задать об идее стартапа

Из Y Combinator - школы стартапов 2022 года

Перевод статьи от YC

Как использовать это руководство

У вас есть идея стартапа, в которой вы не уверены? Рассматриваете несколько идей? Вот несколько вопросов, которые можно задать себе по поводу идеи стартапа. Ответы на них помогут вам выявить потенциальные проблемы с вашей идеей и сделать выбор между различными идеями.

Помните, что ни одна идея стартапа не является идеальной. Цель этого списка не в том, чтобы поставить галочки напротив каждой идеи - это невозможно, - а в том, чтобы помочь вам найти идею, которая обладает достаточно интересными качествами, чтобы стать хорошей отправной точкой.

Многие из этих вопросов совпадают с вопросами в заявке на участие в YC. Заполнение заявки на участие в YC (независимо от того, готовы ли вы участвовать в YC или нет) - это отличный способ доработать свою идею.

Если вы используете этот документ, мы настоятельно рекомендуем прочитать это
эссе Пола Грэма.

Вопросы
1) Соответствует ли ваша команда требованиям основателя/рынка для работы над этой идеей?
Соответствие требованиям основателя/рынка означает, что ваша команда подходит для работы над этой конкретной идеей. Обычно это означает, что у вас есть предыдущий опыт работы в той же области или вы лично сталкивались с проблемой.


2) Насколько велик рынок для этой идеи сегодня?
Основной подход здесь заключается в том, чтобы рассчитать адресный рынок (
addressable market), умножив количество пользователей, которых вы могли бы получить, на количество денег, которые вы могли бы заработать на каждом пользователе. Однако для некоторых идей это может быть сложно. Часто лучше подумать о существующих аналогах вашего продукта и о том, насколько они велики.
Например, если бы вы запускали Instacart, вашим аналогом был бы размер существующего бизнеса по продаже продуктов питания, что, не требуя никаких расчетов, сказало бы вам, что это очевидно огромная возможность.


2б) Насколько крупной может стать эта компания через несколько лет?
Некоторые из лучших рынков для стартапов - это рынки, которые сегодня являются крошечными, но растут взрывообразно. Обратите внимание, что для "взрывного" роста рынок обычно должен расти на 50%/год или более. Например, компания Coinbase вышла на рынок биткоинов в 2012 году, когда он был еще крошечным, но было очевидно, что со временем он может стать огромным.

3) Какую проблему, как вы надеетесь, решит этот продукт? Видели ли вы эту проблему воочию? Насколько вы уверены в том, что это действительно проблема? Насколько острой и частой является эта проблема для ваших пользователей?
Самый распространенный способ провала идей стартапов заключается в том, что они не решают достаточно острую проблему. Обычный случай - это проблема, которая есть у многих людей, но волнует их лишь в малой степени или возникает нечасто.


4) Есть ли у вас укоренившиеся конкуренты? Если да, то как вы их победите?
Как ни странно, у большинства лучших стартап-идей уже есть конкуренты, и основатели неправильно избегают мест, где есть конкуренты. Часто больше причин для беспокойства, если у вас нет конкурентов - это может означать, что в этом продукте нет потребности (SISP). Если ваши конкуренты являются новыми или не занимают значительную долю рынка, вы часто можете просто игнорировать их.
Но если вы собираетесь бороться с укоренившимся конкурентом (например, вы хотите победить Google в веб-поиске), вам понадобится специальная стратегия для этого.


5) Является ли это тем, что лично вам нужно и чем вы будете пользоваться?
Если да, то это хороший знак.


5b) Если нет, знаете ли вы лично пользователей, которым нужен этот продукт?
Если ни вы, ни кто-либо из ваших знакомых лично не стал бы использовать этот продукт, то, вероятно, трудно сказать, нужен ли он людям. Вам следует поговорить с несколькими реальными пользователями, прежде чем двигаться дальше.

6) Эта идея только недавно стала возможной или только недавно стала необходимой?
Если да, то это хороший знак. Многие из лучших стартап-идей не могли быть запущены несколькими годами ранее. Например, Doordash (доставка еды) стала возможной, потому что проникновение смартфонов среди потенциальных водителей достигло критической массы. Checkr (проверка биографических данных в виде API) стал необходим, потому что такие сервисы, как Doordash и Uber, набирали обороты и нуждались в проверке биографических данных своих водителей.


6b) Если нет, то почему никто не решил эту проблему раньше?
Если это проблема, которая существует уже давно и с которой знакомы многие люди, собирающиеся создавать компании, то, возможно, вы столкнулись с ужасной "идеей из брезента". Если это так, вам следует изучить предыдущие попытки решить эту проблему и попытаться выяснить, почему они не увенчались успехом. Среди причин, по которым никто не смог решить эту проблему раньше, можно назвать следующие: "это казалось трудным, поэтому, вероятно, это отпугнуло других людей", или "у меня есть новый взгляд на решение, которого, вероятно, не было у других", или "не так много людей, создающих компании, вероятно, знают об этой проблеме".



7) Каковы прокси - крупные, успешные компании, которые делают что-то подобное?
У большинства новых успешных компаний есть прокси - существующие компании, которые обслуживают тот же или похожий рынок. Например, Rappi (доставка еды в LATAM) может посмотреть на компании по доставке еды в США и Китае, чтобы сразу понять, что аналогичная возможность, вероятно, существует в LATAM. Компания Gusto (современное программное обеспечение для расчета заработной платы) могла посмотреть на существующие компании по расчету заработной платы, чтобы понять, что это большой рынок.



8) Волнует ли вас лично эта проблема? Это то, над чем вы готовы работать долгое время?
Ответ не обязательно должен быть "да" прямо сейчас. Часто проблемы "обрастают" основателями со временем, особенно когда их компания начинает преуспевать, но если вы можете начать с проблемы, которая вас действительно волнует, это еще лучше. Смотрите
видео об этом.

9) Может ли ваше решение масштабироваться? Может ли это быть замаскированный консалтинговый бизнес?
Как правило, консалтинговый бизнес или бизнес в сфере услуг не является отличным бизнесом, потому что его трудно масштабировать. Иногда это похоже на B2B-бизнес, где вам приходится подстраивать продукт под каждого клиента. Другие виды бизнеса, которые трудно масштабировать, имеют физические компоненты реального мира. Иногда это можно оценить очень тонко - чтобы усложнить задачу, вы часто хотите намеренно делать то, что не масштабируется, чтобы запустить идею, но в то же время вы хотите выбрать идеи, которые в принципе масштабируемы.



10) Находится ли эта идея в хорошем "пространстве идей"?
Пространства идей (например, "инструменты инфраструктуры данных", "социальные сети", "программное обеспечение для больниц"), как правило, имеют либо высокий, либо низкий уровень популярности в любой конкретный период. Как в последнее время обстоят дела у компаний в аналогичном идейном пространстве?



11) Как вы пришли к этой идее? Вы начали с проблемы или с решения?
При прочих равных условиях идеи, которые возникли у вас "органически", с большей вероятностью будут хорошими, чем те, которые появились в результате попыток придумать идею стартапа. Идеи, которые возникли на основе увиденной вами проблемы, с большей вероятностью будут хорошими, чем те, которые начались с ее решения.


12) Есть ли у вас новое понимание этой идеи, такое, которое есть у немногих других?
Новое понимание может заключаться в том, что вы обнаружили проблему, о которой мало кто знает (или, по крайней мере, мало кто может создавать компании). Или это может быть новый способ подхода к хорошо известной проблеме.


13) Каковы текущие альтернативы, которые люди используют вместо вашего продукта? Почему люди перейдут на ваш продукт? Насколько сложно будет заставить их перейти на ваш продукт?
Подумайте о стоимости перехода людей на это решение. Некоторые идеи умирают, потому что людям приходится преодолевать слишком большие трудности. Достаточно ли хороши альтернативы?

14) Как вы будете зарабатывать деньги?
Хотя бывают и исключения, большинство хороших идей с самого начала имеют очевидную бизнес-модель.



15) Если этот вид бизнеса имеет проблему курицы и яйца (например, рынок, сайт знакомств), как вы ее решите?
Для подобных бизнесов решение проблемы курицы и яйца обычно является самой сложной частью, и ваше решение является важным компонентом идеи.