Фильм Станислава Говорухина 1988г. «Десять негритят» даже британские и американские кинематографисты признают образчиком первоклассного нуара и отмечают, что он максимально соответствует первоисточнику – произведению Агаты Кристи.
Конечно, «Десять негритят» – это настоящий мастер-класс режиссерского мастерства. Но и актерские работы в этом фильме, воистину, филигранны. Ранее я уже писала об исполнителе роли безумного судьи Оуэна, великолепном Владимире Зельдине.
Но и остальные актеры в этом фильме буквально завораживают! Кайдановский, Жарков, Ромашин, Максакова, Абдулов, Глузский… Даже сам Говорухин говорил, что в «Десяти негритятах» сумел собрал самый звездный актерский ансамбль.
Но лично у меня особое восхищение вызывает Татьяна Друбич в роли Веры Клейсорн.
Вообще, Друбич – настоящий феномен в нашем кино. По профессии врач, она не была профессиональной актрисой. Но благодаря природному таланту ей удалось создать целую галерею запоминающихся женских кино-образов. И один из лучших – в фильме Говорухина.
Как мне кажется, Вера Клейсорн – персонаж самый трагический во всей этой мрачной истории. Как и у всей компании, оказавшейся на Негритянском острове, у нее есть свой «скелет в шкафу». Когда-то Вера работала няней в богатом доме и допустила по неосторожности смерть своего маленького подопечного. Как потом оказалось, совсем даже и не по неосторожности – намеренно. Из-за помрачившей разум любви. В результате, судя по всему, и с любовью у Веры ничего не вышло, и незаживающая рана совести осталась навсегда.
Так вот отличается Вера от всей остальной компании тем, что эта самая совесть и мучает ее нещадно. Более того, Татьяне Друбич удается убедительно, тонко, психологически точно показать и сопутствующее этому состояние героини. Вера практически на протяжении всего фильма находится во власти все более нарастающей (кадр за кадром, минута за минутой) истерики. И, что самое интересное, это передается зрителю!
Вспомните хотя бы, с какой интонацией Вера читает вслух злосчастную считалку про негритят. Вроде, ничего особенного, на первый взгляд. Но читает Вера так, что – мороз по коже и даже неискушенному зрителю ясно: эта история закончится очень плохо.
Кроме того, Друбич удивительно достоверно показывает психологическую нестабильность Веры. Ее бесприютное, почти болезненное одиночество.
Кстати, это подчеркивает «постельная» сцена Веры и Филиппа Ломбард. Казалось бы, режиссер привнес в фильм модную в конце 80-х тему эротики. Но нет. Откровенный эпизод порождает не сладострастный нюанс, а эффект особенно мрачной безысходности.
Вера Клейсорн, бесспорно, относится как раз к тем, кому не следует совершать подлые поступки по причине природной порядочности. И потому для гениального манипулятора, судьи Оуэна, она идеальная жертва. Несомненно, Татьяна Друбич играет духовное преображение своей героини. Но это преображение ведет к петле…
Вот эту способность создать изломанный, с внутренней трещиной, неоднозначный образ и угадал в Друбич опытный режиссер. А еще Говорухин понял, что специфическая, немного нездешняя, в духе «серебряного века» красота Друбич как нельзя лучше подходит для готической атмосферы «Десяти негритят».
Вот именно поэтому Говорухин и отказался от первоначального замысла. Ведь в начале на роль гувернантки Веры Клейсорн предполагалась совсем другая актриса. Популярная в конце 80-х Вера Глаголева. Говорят, она очень обиделась на Говорухина, когда получила неожиданный отказ.
Кстати, и Друбич не сразу согласилась играть в «Десяти негритятах». Она в то время снималась у Сергея Соловьёва в «Ассе». Сам Соловьев и разрешил проблему. Поставил коллеге условие: пусть Говорухин снимется у него в «Ассе», тогда и Друбич будет работать в «Десяти негритятах». Так и порешили. Благо, съемки и того и другого фильма проходили в окрестностях Ялты. Правда, однажды из-за отсутствия Говорухина съемками «Негритят» пришлось руководить актрисе… Людмиле Максаковой.
А мрачноватый образ Веры Клейсорн не раз заявлял о себе. Сниматься Татьяне Друбич было нелегко.
По воспоминаниям самого Говорухина, в сцене, где героиня Друбич убивает персонажа Кайдановского, актриса настолько промокла и промёрзла на ветру (снимали в ноябре), что почти потеряла сознание и ее долго пришлось приводить в чувство.
А однажды чуть не случилась трагедия.
Когда снимали сцену самоубийства Веры, Друбич сама чуть не погибла. Дело в том, что актрису подвесили под потолком с помощью специального приспособления. А после окончания съемки эпизода съемочная группа ненадолго отвлеклись на обсуждение следующего эпизода. Реквизиторское приспособление не выдержало — в нём что-то треснуло — и превратилось в настоящую виселицу. Актрису спасла ее двухлетняя дочь, которая увидела задыхающуюся в петле мать и позвала на помощь. Остальные дубли этой страшной сцены снимали уже с каскадершей.
Пишите в комментариях свои мнения.
Чтобы не пропустить новые статьи, подписывайтесь на мой канал "Любопытная Варвара"
*Все фото из Яндекс.Картинки