Я уже когда-то затрагивала вскользь эту тему.
Теперь захотелось её развить и рассказать кое-что интересное про Серафима, как он учится (или не учится) подражать другим.
Что же такое зеркальные нейроны, и являются ли они причиной психических заболеваний?
Зеркальные нейроны - это нервные клетки в коре головного мозга, которые активизируются в случае, когда человек замечает, что другое живое существо выполняет какое-то действие, и хочет это действие повторить.
Зеркальные нейроны также очень тесно связаны с распознаванием эмоций и эмпатией, а с этим, как известно, у людей с аутизмом бывают очень большие проблемы.
То есть возникает какая-то дисфункция зеркальных нейронов. И это может быть причиной возникновения аутизма.
Если у обычных людей процесс следования чужому поведению (имитация) происходит практически непрерывно, иногда даже без участия сознания, то у людей с аутизмом - всё иначе.
Они неспособны начать выполнять что-либо, просто наблюдая, как это делают другие.
Ну видел сын сотни раз, как я мою пол. Но так и не научился это делать до той поры, пока я не дала ему самому в руки ведро и тряпку и не проинструктировала.
И это в очередной раз подтверждает, что люди с аутизмом учатся всему иначе, не основываясь на подражании и сопереживании.
Я могу сто раз открыть дверь и придержать её, если сын заносит в подъезд огромные сумки с продуктами и у него заняты руки.
Но это совсем не значит, что он в свою очередь поступит точно так же по отношению ко мне или к отцу.
Вот в воскресение, например, съездили в магазин, купили наконец-то новую люстру в его комнату. Коробка огромная. Нёс её муж. И он попросил сына открыть дверь.
Сын открыл и зашёл. И пошёл дальше по лестнице, даже не оглянувшись. Ну то есть он не подумал, зачем его просили открыть, не пропустил отца вперёд, не придержал дверь.
И так во всём. Нужно давать инструкции: видишь человека, у которого заняты руки чем-то тяжёлым, вот так нужно поступить.
И то с первого и второго раза не запомнится.
То есть дисфункция зеркальных нейронов не позволяет людям с аутизмом интерпретировать то, что делают другие и поступать точно так же. Они действуют согласно своим представлениям о том, что нужно делать в определённый момент.
Вспомнились танцы, на которые я отдавала сына, когда ему было почти 8 лет. Все движутся влево - он вправо. Все подняли вверх руки, а он ногу.
Так ничего и не получилось, хотя Серафим ходил туда целый учебный год.
Вот такая проблема. Сейчас уже лучше с подражанием, но всё равно есть большие проблемы.
И эти проблемы влияют на социализацию и адаптацию человек к жизни. Несмотря на то что он уже взрослый и вполне разумный, его поведение кажется отклоняющимся от общепринятых норм.
Кстати, вы знали, что зеркальные нейроны помогают нам заводить новые знакомства, находить себе друзей?
Они нужны, также, чтобы считывать и понимать чужие эмоции, сопереживать.
Не имея таких навыков довольно сложно расположить к себе других людей.
У Серафима эти навыки начали появляться только после совершеннолетия.
Да, так бывает, оказывается. Вдруг раз - и увидел парень, что вокруг него есть другие люди со своими чувствами и переживаниями.
А значит, шанс и на всё остальное тоже есть. Есть надежда на то, что проснутся и другие дремлющие зеркальные нейроны.
А как у ваших детей с подражанием и считыванием эмоций? И, может кто мне расскажет, почему эти зеркальные нейроны отключаются, только когда нужно научиться чему-то хорошему. А плохое очень даже отлично копируется. Не знаю, как у других, но у Серафима так было. Увидел как-то раз, как отец в порыве гнева разбил об пол чашку - и понеслось. Еле отучила.