Наткнулся на очень интересное исследование кандидата педагогических наук, доцента кафедры философии, Академии ГПС МЧС России, Александра Николаевича Котляревича.
В своей научной статье под названием "Ценности современной российской молодежи: неолиберальный тренд" он приводит доводы в пользу того, что
"в молодежной среде в целом консервативные ценности преобладают над либеральными."
А если говорить без витиеватых научных подоплёк, то влияние псевдолиберальных СМИ на духовные ценности обучающихся – вот предмет исследования Александра Николаевича, которому он посвятил 14 лет - с 2008 по 2022 года.
В ходе работы исследователь комплексно использовал научные, философские и социально-психологические методы. Участниками исследования стали старшеклассники 10 и 11 классов ГОУ СОШ № 1714 г. Москвы (16–18 лет) и студенты Института управления и комплексной безопасности (18–19 лет).
Результаты исследования показали, что молодежь России по-прежнему придерживается консервативных ценностей и воспринимает их как защиту от идеологий, неолиберального мышления. Ошибки выборки, доверительный уровень и прочие данные отражены в соответствующей таблице.
КОНСПЕКТИВНО ПЕРЕСКАЖУ СУТЬ - это того стоит.
Такие исследования редкость и имеют особую ценность!
Ценности и молодежь: исследование изменений за 14 лет
Консервативные ценности продолжают преобладать среди молодежи в целом, но студенты проявляют тенденции и к либерализации. Это основной вывод исследования, которое состоялось в 2008-2022 годах в два этапа с участием старшеклассников и студентов.
Участниками первого этапа исследования стали старшеклассники ГОУ СОШ № 1714 г. Москвы в возрасте от 16 до 18 лет. На втором этапе в исследовании участвовали 58 студентов Института управления и комплексной безопасности в возрасте от 18 до 19 лет. Исследование проводилось на основе общенаучных, философских и социально-психологических методов, включая контент-анализ, тестирование и анализ вторичной социальной информации.
Результаты исследования показали, что современная молодежь в России преимущественно придерживается консервативных ценностей, которые они рационально или интуитивно считают защитой от угроз со стороны неолиберализма и других идеологий. Однако установлены тенденции роста либеральных настроений среди студентов.
Стабильность и единородность ценностных ориентаций в молодежной среде также являются положительными факторами.
Из 20 ценностей, полностью совпали выборы шести позиций в обеих группах: здоровье, любовь, наличие верных друзей, отношение к красоте природы, искусства и творчества. Четыре ценности почти полностью совпали в обеих группах.
Однако отмечены изменения. В 2022 году среди молодежи произошли сдвиги в ценностной иерархии: ранг семи ценностей снизился, и место в первой пятерке ушло за свободой и верными друзьями, а не за интересной работой и счастливой семейной жизнью. Это может быть свидетельством инфантилизма и социального эгоизма.
Итак, результаты исследования показывают, что молодежь в России сохраняет приверженность консервативным ценностям, но студенты проявляют некоторую либерализацию. Единородность ценностных ориентаций и изменения в ценностной иерархии - это те факторы, которые определяют ценностную картину молодежи в России.
Теперь о том, как влияют псевдолиберальные СМИ на духовные ценности молодёжи.
Это тоже описано в исследовании!
Наблюдая за современными российскими псевдолибералами, можно отметить ряд их отличительных черт: жестокая оппозиция государству и его институтам, нормам и правилам, обычаям и традициям, защита перверсивных практик, восхваление фашизма, возвеличивание США, русо- и кредофобия, активное участие в протестных акциях оппозиции, осуждение СВО и т.д. Именно поэтому данную идеологию можно определить как псевдолиберальную.
Одним из основных каналов распространения псевдолиберальных идей являются средства массовой информации, которые включают в себя как печать, радио и телевидение, так и электронные коммуникации. Каждый вид СМИ имеет свои особенности.
Например, печать обладает эффектом обзорного ознакомления, ее можно «просмотреть» и выбрать необходимый раздел. В отличие от других видов СМИ, печать может быть также «эффектом отложенного чтения», позволяющим знакомиться с материалом в любое удобное время и неоднократно. Но, конечно же, печать не может быть моментальной, что делает ее периодичной и необязательно оперативной.
Радио и телевидение, в свою очередь, обеспечивают непрерывность трансляции, могут передавать информацию на большие расстояния и имеют широкий охват аудитории. Вместе с тем они обладают значительным эмоциональным содержанием, что делает их кумулятивным и более эффективным воздействием на зрителей.
И, конечно же, электронные коммуникации являются технологической основой конвергенции всех видов СМИ в единый коммуникационный инструмент массмедиа.
Однако псевдолиберальные СМИ не всегда используют свои возможности для "блага общества". Напротив, они могут использовать различные методы и приемы, такие как дезинформация, семантическое манипулирование, отвлечение, регулирование подачи информации, приоритетно-оперативной подачи материала, создание «образа врага», резонансного восприятия, стереотипов, мифотворчества и имиджевых ассоциаций. Эти методы позволяют создавать негативную общественную реакцию на определенные социальные типы и манипулировать сознанием людей.
Существует метод перекручивания информации, который позволяет изменить содержание сообщения, не изменяя его форму. При помощи мифотворчества создаются легенды и выдумки, которые кажутся достоверными, но в итоге заблуждают и запутывают людей. В основе этого подхода лежит свобода распоряжения информацией, но в тоже время, ограничения на ее выбор, а также низкий уровень информационной грамотности и общей культуры.
Также, метод имиджевых ассоциаций имеет свои особенности. Это искусственно созданные образы, которые не отражают реальных характеристик объекта. Создание таких образов происходит при помощи навязывания аудитории определенных ассоциаций, которые формируют реальные установки и поведение человека.
Именно поэтому следует оставаться критически настроенными по отношению к информации, которую мы получаем из СМИ, и учиться различать правду от лжи.
И еще, на сегодняшний день контроль за использованием таких методов ограничен, так как есть риск ущемления свободы слова и введения жёсткой цензуры. Всего этого не должна забывать молодежь, на которую оказывается деструктивное влияние через псевдолиберальные СМИ.
Найдите время, прочтите исследование!
Прямая ссылка, проверенный сайт "КиберЛенинка" - https://cyberleninka.ru/article/n/tsennosti-sovremennoy-rossiyskoy-molodezhi-neoliberalnyy-trend/viewer
Герман Берг
Иллюстрации созданы нейросетью по запросу Германа Берга:
"Как живёт молодёжь в России?"