Найти тему
Герман Берг

Ценности современной российской молодежи

Оглавление
Фото: Герман Берг и ИИ
Фото: Герман Берг и ИИ

Наткнулся на очень интересное исследование кандидата педагогических наук, доцента кафедры философии, Академии ГПС МЧС России, Александра Николаевича Котляревича.

В своей научной статье под названием "Ценности современной российской молодежи: неолиберальный тренд" он приводит доводы в пользу того, что

"в молодежной среде в целом консервативные ценности преобладают над либеральными."

А если говорить без витиеватых научных подоплёк, то влияние псевдолиберальных СМИ на духовные ценности обучающихся – вот предмет исследования Александра Николаевича, которому он посвятил 14 лет - с 2008 по 2022 года.

В ходе работы исследователь комплексно использовал научные, философские и социально-психологические методы. Участниками исследования стали старшеклассники 10 и 11 классов ГОУ СОШ № 1714 г. Москвы (16–18 лет) и студенты Института управления и комплексной безопасности (18–19 лет).

Результаты исследования показали, что молодежь России по-прежнему придерживается консервативных ценностей и воспринимает их как защиту от идеологий, неолиберального мышления. Ошибки выборки, доверительный уровень и прочие данные отражены в соответствующей таблице.

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ: А. Н. КОТЛЯРЕВИЧ. "Ценности современной российской молодежи: неолиберальный тренд". https://cyberleninka.ru/article/n/tsennosti-sovremennoy-rossiyskoy-molodezhi-neoliberalnyy-trend/viewer
НАУЧНАЯ СТАТЬЯ: А. Н. КОТЛЯРЕВИЧ. "Ценности современной российской молодежи: неолиберальный тренд". https://cyberleninka.ru/article/n/tsennosti-sovremennoy-rossiyskoy-molodezhi-neoliberalnyy-trend/viewer
Фото: Герман Берг и ИИ
Фото: Герман Берг и ИИ

КОНСПЕКТИВНО ПЕРЕСКАЖУ СУТЬ - это того стоит.

Такие исследования редкость и имеют особую ценность!

Ценности и молодежь: исследование изменений за 14 лет

Консервативные ценности продолжают преобладать среди молодежи в целом, но студенты проявляют тенденции и к либерализации. Это основной вывод исследования, которое состоялось в 2008-2022 годах в два этапа с участием старшеклассников и студентов.

Участниками
первого этапа исследования стали старшеклассники ГОУ СОШ № 1714 г. Москвы в возрасте от 16 до 18 лет. На втором этапе в исследовании участвовали 58 студентов Института управления и комплексной безопасности в возрасте от 18 до 19 лет. Исследование проводилось на основе общенаучных, философских и социально-психологических методов, включая контент-анализ, тестирование и анализ вторичной социальной информации.

Результаты исследования показали, что современная молодежь в России преимущественно придерживается консервативных ценностей, которые они рационально или интуитивно считают защитой от угроз со стороны неолиберализма и других идеологий. Однако установлены тенденции роста либеральных настроений среди студентов.

Фото: Герман Берг и ИИ
Фото: Герман Берг и ИИ

Стабильность и единородность ценностных ориентаций в молодежной среде также являются положительными факторами.

Из 20 ценностей, полностью совпали выборы шести позиций в обеих группах: здоровье, любовь, наличие верных друзей, отношение к красоте природы, искусства и творчества. Четыре ценности почти полностью совпали в обеих группах.

Однако отмечены изменения. В 2022 году среди молодежи произошли сдвиги в ценностной иерархии: ранг семи ценностей снизился, и место в первой пятерке ушло за свободой и верными друзьями, а не за интересной работой и счастливой семейной жизнью. Это может быть свидетельством инфантилизма и социального эгоизма.

Итак, результаты исследования показывают, что молодежь в России сохраняет приверженность консервативным ценностям, но студенты проявляют некоторую либерализацию. Единородность ценностных ориентаций и изменения в ценностной иерархии - это те факторы, которые определяют ценностную картину молодежи в России.

Теперь о том, как влияют псевдолиберальные СМИ на духовные ценности молодёжи.

Это тоже описано в исследовании!

Наблюдая за современными российскими псевдолибералами, можно отметить ряд их отличительных черт: жестокая оппозиция государству и его институтам, нормам и правилам, обычаям и традициям, защита перверсивных практик, восхваление фашизма, возвеличивание США, русо- и кредофобия, активное участие в протестных акциях оппозиции, осуждение СВО и т.д. Именно поэтому данную идеологию можно определить как псевдолиберальную.

Одним из основных каналов распространения псевдолиберальных идей являются средства массовой информации, которые включают в себя как печать, радио и телевидение, так и электронные коммуникации. Каждый вид СМИ имеет свои особенности.

Например, печать обладает эффектом обзорного ознакомления, ее можно «просмотреть» и выбрать необходимый раздел. В отличие от других видов СМИ, печать может быть также «эффектом отложенного чтения», позволяющим знакомиться с материалом в любое удобное время и неоднократно. Но, конечно же, печать не может быть моментальной, что делает ее периодичной и необязательно оперативной.

Радио и телевидение, в свою очередь, обеспечивают непрерывность трансляции, могут передавать информацию на большие расстояния и имеют широкий охват аудитории. Вместе с тем они обладают значительным эмоциональным содержанием, что делает их кумулятивным и более эффективным воздействием на зрителей.

И, конечно же, электронные коммуникации являются технологической основой конвергенции всех видов СМИ в единый коммуникационный инструмент массмедиа.

Однако псевдолиберальные СМИ не всегда используют свои возможности для "блага общества". Напротив, они могут использовать различные методы и приемы, такие как дезинформация, семантическое манипулирование, отвлечение, регулирование подачи информации, приоритетно-оперативной подачи материала, создание «образа врага», резонансного восприятия, стереотипов, мифотворчества и имиджевых ассоциаций. Эти методы позволяют создавать негативную общественную реакцию на определенные социальные типы и манипулировать сознанием людей.

Существует метод перекручивания информации, который позволяет изменить содержание сообщения, не изменяя его форму. При помощи мифотворчества создаются легенды и выдумки, которые кажутся достоверными, но в итоге заблуждают и запутывают людей. В основе этого подхода лежит свобода распоряжения информацией, но в тоже время, ограничения на ее выбор, а также низкий уровень информационной грамотности и общей культуры.

Фото: Герман Берг и ИИ
Фото: Герман Берг и ИИ

Также, метод имиджевых ассоциаций имеет свои особенности. Это искусственно созданные образы, которые не отражают реальных характеристик объекта. Создание таких образов происходит при помощи навязывания аудитории определенных ассоциаций, которые формируют реальные установки и поведение человека.

Именно поэтому следует оставаться критически настроенными по отношению к информации, которую мы получаем из СМИ, и учиться различать правду от лжи.

И еще, на сегодняшний день контроль за использованием таких методов ограничен, так как есть риск ущемления свободы слова и введения жёсткой цензуры. Всего этого не должна забывать молодежь, на которую оказывается деструктивное влияние через псевдолиберальные СМИ.

Найдите время, прочтите исследование!

cyberleninka.ru
cyberleninka.ru

Прямая ссылка, проверенный сайт "КиберЛенинка" - https://cyberleninka.ru/article/n/tsennosti-sovremennoy-rossiyskoy-molodezhi-neoliberalnyy-trend/viewer

Герман Берг

Иллюстрации созданы нейросетью по запросу Германа Берга:

"Как живёт молодёжь в России?"