Камила Барбоза Амарал a,b,1,* , Ана Каролина Коуто Алвес a, Стефани Косме Пероба a, Изабелла Вильена Фрейре Мартинс a.
a Центр сельскохозяйственных наук и инженерии, Федеральный университет Эспириту-Санту, 29500-000 Алегре, Испания, Бразилия
b Программа для выпускников в области ветеринарной клиники и репродукции, Федеральный университет Флуминенсе, 24230-340 Нитерой, RJ, Бразилия
Ключевые слова:
Оксиуриды
Стронгилоидея
Рептилия
Копрологический диагноз
Геккон
АННОТАЦИЯ
В последние десятилетия во всем мире наблюдается рост импорта экзотических животных. И рептилии представляют довольно популярную группу по интересам в качестве экзотических домашних животных. Однако они могут быть переносчиками патогенных микроорганизмах, а несоответствующие требованиям условия содержания в неволе могут привести к проявлению болезни, а иногда и к летальному исходу. В данном исследовании выполнен ряд копрологических анализов для оценки желудочно-кишечных паразитов в частной коллекции леопардовых гекконов (E. macularius), анализируя результаты с практикой ведения хозяйства. В исследовании использовались двадцать три геккона в возрасте от 1 до 5 лет, весом 30-65 г и обоих полов. Были собраны образцы свежего кала и применен метод флотации с использованием раствора сахара Шизера. 65,21% животных оказались носителями желудочно-кишечных паразитов. Однако у особей участвующих в исследовании не было никаких клинических признаков болезни и ранее не сообщалось о гибели в коллекции. Среди паразитов, которыми были поражены гекконы, 93,3% представлены цистами оксиурид, 33,33% цистами стронгилят и 26,66% яйцами клещей. Несколькими видами нематод были инфицированы четыре особи. Обнаруженные группы паразитов обычно находятся у содержащихся в неволе рептилий, и из-за их прямого жизненного цикла повторное заражение часто встречается у содержащихся в неволе животных. Применяемые меры при содержании гекконов оказались недостаточными, а превентивные меры, такие как карантин, не были предприняты владельцем, что может поставить под угрозу не только здоровье рептилий, но и людей.
* Автор, ответственный за переписку: Av. Альмиранте Ари Паррейрас, 503, Vital Brasil, Niter´oi – RJ – Бразилия, 24320-340. Кафедра патологии и ветеринарной клиники факультета ветеринарной медицины Федерального университета Флуминенсе.
Адрес электронной почты: cbamaral@id.uff.br (C.B. Amaral).
1 Текущий адрес: Кафедра патологии и ветеринарной клиники, Факультет ветеринарной медицины - Федеральный университет Флуминенсе. Средний. Адмирал Ари Паррейрас, 503,
Vital Brasil, Нитерой — RJ — Бразилия, 24320-340.
1. Введение
Рынок экзотических животных заметно увеличился за последние десятилетия, как стало популярно содержать их как домашних питомцев (Papini et al., 2011; Rataj et al., 2011). Среди экзотических видов популярной группой являются разнообразные виды рептилий (Rom et al., 2018). Их не редко разводят на продажу в питомниках и частных коллекциях. Однако, их также ловят и в дикой природе, в их естественной среде обитания, что во многих странах составляет около трети незаконной прибыли с продажи после контрабанды наркотиков и оружия (Rataj et al., 2011). Рептилии являются естественными хозяевами множества патогенных микроорганизмов, особенно особи из естественной среды обитания. Их отлов и неконтролируемая продажа может нести непредсказуемые последствия для здоровья не только животных, но и для людей, которые вступают с ними в непосредственный контакт (Rataj et al., 2011; R´as-Nory´nska and Sok´oł, 2015).
Паразитарные инвазии и инфекционные заболевания редко имеют клиническую картину у рептилий, но в неволе многие факторы могут стать толчком к развитию заболевания: стресс, температура окружающей среды, чистота, неправильный уход, сопутствующие заболевания, рацион, возраст и работа иммунной системы (Wilson and Carpenter, 1996; Papini et al., 2011; Rataj et al., 2011 г.; Rinaldi et al., 2012; Machin, 2015; R´as-Nory´nska and Sok´oł, 2015).
Клинические признаки поражения желудочно-кишечного тракта нематодами у рептилий могут включать в себя вялость, анорексию, потерю веса, слабость, анемию, диарею, обструкцию кишечника и целомит (Rinaldi et al., 2012; Machin, 2015). Все эти признаки неспецифичны, что подчеркивает важность копрологического исследования для постановки точного диагноза (Wilson and Carpenter, 1996). Однако данный метод не всегда точен, поскольку не может обнаружить всех возможных паразитов (Jorge et al., 2013).
Среди многих видов ящериц привлекательными для содержания в домашних условиях являются пятнистые эублефары (E. macularius) из-за своей вариативности в окрасах, нетребовательными условиями для содержания в домашнем террариуме и легкости в разведении. Этот вид гекконов родом из пустынной местности Азии, в основном из северной Индии, Пакистана и Афганистана. Их рост варьируется от 20 до 25 см в длину, а продолжительность их жизни составляет от шести до восьми лет, а некоторые особи и доживают даже до двадцати. Определение пола затруднено до наступления половой зрелости, которая наступает в возрасте года. Самцы крупнее, костистее и обычно более яркого окраса, в отличие от самок. У них заметный темный ряд предклоакальных пор V-образной формы (Simmons, 2012).
Согласно предыдущим исследованиям ящериц, содержащихся в неволе, цисты оксиур, стронгилят и трематод чаще всего встречаются в кале у эублефаров. Фекалии исследовались у особей, проживающих в частных коллекциях или зоопарках (Rataj et al., 2011). Исследований леопардовых гекконов из дикой природы обнаружено не было. В данном исследовании был проведен копрологический анализ, чтобы исследовать распространенность эндопаразитов и их типирование в частных коллекциях эублефаров (E. macularius).
2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Все процедуры, которые были выполнены в исследовании с непосредственным участием животных, соответствуют этическими стандартам учреждениям в которых проводились данные исследования (Бразильский институт окружающей среды и возобновляемых природных ресурсов (IBAMA) и институт Информации о биоразнообразии и системы авторизации (SISBIO), номер разрешения 66443, комитет по этике использования животных федерального правительства Эспирито-Санто, Университет – кампус Алегре, номер разрешения 006–2018).
Двадцать три пятнистых эублефаров (Eublepharis macularis) в возрасте от 1 до 5 лет, массой от 30 до 65 г, обоих полов от частного заводчика из Кашуэйру-ди-Итапемирин, Эспириту-Санту, Бразилия. Все рептилии, полученные от заводчика или выведенные им, были включены в исследование. В ходе исследования оценивали индекс упитанности и общую кондицию: здоровые животные должны иметь анатомически правильное тело, без деформации. Кости не должны быть видны через кожу и хвост не должен быть кривым или очень тонкими (Simmons, 2012). Рептилии размещались в индивидуальных боксах с пеленками в качестве подстилки, уборка проводилась каждые 15 дней. Животных кормили насекомыми, кормовыми тараканами и мучным червем (Tenebrio sp.), вода предоставлялась в свободном доступе. Контакт между животными происходил только в период размножения.
Свежие образцы кала собирали (n = 23) отдельно, идентифицировали и хранили при температуре 4 ◦C до 24 часов до отправки на лабораторное исследование. Все образцы были собраны в один день.
Исследование образцов кала проводилось в лаборатории паразитологии университетской ветеринарной клиники. В качестве метода исследования был выбран метод флотирования с использованием сахарного раствора Шезера (Sheather, 1923).
Оценку проводили с использованием светового микроскопа, материал рассматривали при увеличении 10х и 40х для идентификации яиц паразитов и ооцист.
Образцы считались положительными, если в материале была обнаружена одна ооциста, яйцо или личинка, а затем результаты классифицировались в соответствии с нормами лабораторной качественной оценки: (+) до 10 яиц; (++) от 10 до 50 яиц; (+++) ≥ 50 яиц.
Яйца паразитов были идентифицированы и классифицированы по Боумену (2015).
Проведен описательный статистический анализ с учетом частоты инфицирования у изучаемых животных, составляя единую группу для анализа.
3. РЕЗУЛЬТАТЫ
Все животные не имели симптомов болезни и были в оптимальной кондиции (рис. 1), но владелец сообщил о гибели некоторых предыдущих экземпляров после значительной потери веса в течение от семи до десяти дней. Он не мог связать смерть с некоторыми проблемами по здоровью, некроскопическое исследование не проводилось.
В исследовании приняли участие девять самцов и четырнадцать самок гекконов. Средняя масса тела составляла 48,37 г (см. Eletronic Supplementary Material 1).
Из 23 отобранных леопардовых гекконов 15 (65,21%) оказались положительными на желудочно-кишечных паразитов. Из них 8 самок (8/15, 53,33%) и 7 самцов (7/15, 46,67 %), а 8 особей (34,79 %) оказались отрицательными на паразитов, из них 6 самок (6/8, 75 %) и 2 самца (2/8, 25%). Среди зараженных животных, яйца Oxyuridae были выявлены у 14 (60,87%), из них 9 самок (9/14, 64,29%) и 5 самцов (5/14, 35,71%) (рис. 2). Яйца Strongyloidea у 5 особей (21,74%) (3/5 самцов, 60,00% и 2/5 самок, 40,00%) и яйца клещей у 4 (17,39%) животных (2 самки и 2 самца, 50,00%). Относительно нематод, 17,40% изучаемых особей (4/23 особей, из них 50% самцов и 50% самок) гекконов были заражены обоими видами. Ооцисты нематод не были обнаружены.
Распределение заражений и их интенсивность доступны на Eletronic Supplementary Material 1. Из 14 особей гекконов, которые оказались положительными на яйца оксиур, 4 особи (28,57%, 1 самец и 3 самки) были + (до 10 яиц), еще 4 особи, 2 самца и 2 самки (28,57%) были ++ (от 10 до 50 яиц) и 6 особей, 2 самца и 4 самки (42,85%) были +++ (более 50 яиц). Что касается инфицирования паразитами Strongyloidea, 4 животных, 2 самца и 2 самки (80%) были + и один самец был +++.
Зависимости между весом, его снижением или увеличением, и степенью инфицирования паразитами у исследуемых животных не наблюдалось.
4. ОБСУЖДЕНИЕ
Острицы – наиболее часто встречающиеся круглые черви у содержащихся в неволе эублефаров, иногда они встречающихся в больших количествах (Machin, 2015 г.; Rom et al., 2018). Предыдущие исследования сообщают, что от 50% до 66,7% E. macularius являются положительными на яйца оксиур (Rataj et al., 2011; Rinaldi et al., 2012; R´as-Nory´nska and Sok´oł, 2015; Arabkhazaeli et al., 2018), что является аналогичным результатом относительно нашего исследования (14/23, 60,87%).
Что касается Strongyloidea, наше исследование показало более высокую положительную распространенность (5/23, 21,74%) по сравнению с предыдущим отчетом (2/29, 6,89%) (Rataj et al., 2011). Это различие может быть связано с различным географическим расположением заводчиков в проводимом исследовании Ратажа, в то время как наши животные были предоставлены для исследования от одного заводчика. Кроме того, наши гекконы жили в тропическом климате с более высокой общей температурой и влажностью, что способствует развитию и сохранению паразитических таксонов в окружающей среде по сравнению с азиатским местоположением, где было проведено исследование Ратажа.
Команда участвующая в проведении исследования Ратажа (2011) обнаружила других паразитов, среди которых были яйца аскарид у 15 рептилий, а также у одного геккона, положительного на Cryptosporidium sp. Эти паразиты известны как зоонозные, но в ходе нашего исследования, таких видов паразитов обнаружено не было. В исследовании Ратажа также не было найдено информации о происхождении и содержании эублефаров для проведения качественного сравнения. К сожалению, в нашем исследовании не использовалось окрашивание кислотоустойчивых патогенов, что сделало бы возможным подтверждение наличия Cryptosporidium sp.
Одновременное множественное заражение различными видами паразитов не является редкостью. Два или более видов паразитов можно обнаружить у одной и той же особи у 76% ящериц (Rataj, 2011). В нашем исследовании по изучению желудочно-кишечных паразитов у эублефаров, встречалось только два вида одновременно поразивших 17,4% гекконов. Это можно связать с тем, что животных содержали в и индивидуальных боксах, что способствовало меньшему распространению паразитов среди них.
В это исследование было включено небольшое количество гекконов от одного заводчика, что препятствует дальнейшему статистическому анализу по полу и весу.
Некоторые яйца, например яйца клещей, обнаруженные в образцах фекалий, не связаны с носителем. Они могут попадать в материал из загрязненной подстилки, такой как опилки, например, или от кормовых объектов. Чаще всего такие паразиты встречаются в кале змей и рассматриваются как псевдопаразиты (Wilson and Carpenter, 1996; Rinaldi et al., 2012; Wolf et al., 2014; Machin, 2015; Rom et al., 2018). По сообщению заводчика, клещей в коллекции обнаружено не было.
Нельзя исключать кормовые объекты в качестве источника инфекции, т.к. насекомые, такие как мучные черви, могут быть носителями этих паразитов.
Яйца оксиур встречаются чаще, чем яйца стронгилят несмотря на то, что оба паразита имеют прямой жизненный цикл. Этот факт приводит к выводу о непрерывном реинфицировании и более быстрому размножению паразитов у особей гекконов, содержащихся в неволе по сравнению с особями живущих в естественной среде. Прямой жизненный цикл делает нематод часто встречающимися при микроскопии кала рептилий содержащихся в неволе, т.к отсутствуют промежуточные хозяева, а непрямые циклы у паразитов не поддерживаются в неволе (Wilson and Carpenter, 1996; Pasmans et al., 2008; Papini et al., 2011; Rataj et al., 2011; Wolf et al., 2014; Rinaldi et al., 2012; Machin, 2015; R´as- Nory´nska and Sok´oł, 2015; Patra et al., 2017).
Как видно из нашего исследования, острицы редко бывают патогенными, и у большинства инфицированных ими особей симптомы заболевания отсутствуют (Papini et al., 2011; Machin, 2015; Arabkhazaeli et al., 2018).
Яйца остриц чаще обнаруживаются в образцах фекалий, так как они живут в толстом и клоакальном отделе кишечника, легко выделяются с калом. Метод флотации имеет более высокую способность концентрировать яйца оксиур, чем метод седиментации, а дополнительная флотация увеличивает вероятность их обнаружения (Wolf et al., 2014). Однако при вскрытии обнаруживается значительно большее количество паразитов, т.к. только 36% инфицированных рептилий выделяют яйца с фекалиями (Jorge et al., 2013). Тем не менее, копрологическое исследование является основным не инвазивным, дешевым и простым в выполнении методом диагностики паразитарных заболеваний. Хотя большую часть времени он ограничивается определением рода паразита, при помощи данного метода исследования можно контролировать паразитарную нагрузку на организм (Pasmans et al., 2008), ориентируя заводчиков и владельцев домашних рептилий об их состоянии. Данное исследование должно проводиться каждые шесть месяцев, поскольку у большинства животных не наблюдается клинических признаков инвазии (R´as -Норынская и Сокол, 2015).
Наша высокая паразитарная распространенность среди изучаемых особей эублефаров может быть объяснена, в том числе, недостаточностью проводимых гигиенических мероприятий. Пеленки являются подходящим субстратом, однако их необходимо менять ежедневно (Ippen and Zwart, 1996; Rom et al., 2018), а не раз в две недели, что допускало постоянный контакт с зараженными фекалиями, что могло приводить к повторному заражению гекконов. Было рекомендовано чаще менять воду и обеспечивать ее качество и сертификацию происхождения, а также предлагаемых в качестве корма насекомых.
Дезинфекция террариума и гигиенические меры имеют основополагающее значение для устранения инфекции при содержании рептилий в неволе (Wilson and Carpenter, 1996; Machin, 2015).
Еще одной важной профилактической мерой является карантин, который не проводился заводчиком. Новые особи могут служить источником заражения основной коллекции (Ippen, Zwart, 1996; Pasmans et al., 2008). Новые особи должны пройти карантин перед размещением их в основной коллекции (Ippen and Zwart, 1996; Rataj et al., 2011; R´as-Nory´nska and Sok´oł, 2015).
Важно подчеркнуть, что, несмотря на такие нарушения, ни у одного эублефара не было клинических признаков, таких как диарея или потеря веса, что соответствует литературным данным, которые характеризуют большую часть инвазий желудочно-кишечного тракта эндопаразитами (Ippen and Zwart, 1996; Pasmans et al., 2008; Machin, 2015).
5. ВЫВОД
В заключение, изученная колония гекконов показала высокие положительные результаты процента желудочно-кишечных паразитов, но без клинических признаков. В таких случаях важную роль в медицине рептилий компаньонов играет периодическое профилактическое исследование кала на паразитов. Что касается гигиенических мер заводчика, было замечено, что надлежащая санитарная практика и личная гигиена необходимы для избегания заражения коллекции. Также важно подчеркнуть, что, хотя это и не было обнаружено в нашем исследовании, эти рептилии могут содержать потенциально зоонозные агенты, которые могут представлять угрозу для детей и людей с ослабленным иммунитетом, которые приобретают этих экзотических домашних животных и имеют с ними дело.
Дополнительные данные к этой статье можно найти в Интернете по адресу https://doi.org/10.1016/j.vprsr.2021.100617.
Этическое заявление
Все процедуры, выполненные в исследовании с участием животных, соответствовали этическим стандартам учреждения, в котором проводились исследования (Бразильский институт окружающей среды и возобновляемых природных ресурсов (IBAMA) и Система информации и авторизации биоразнообразия (SISBIO), номер разрешения 66443, комитет по этике использования животных Федерального университета Эспириту-Санто – кампус Алегре, номер разрешения 006–2018).
Декларация о конкурирующих интересах
Никто.
Это исследование не получило какого-либо специального гранта для финансирования агентства в государственном, коммерческом или некоммерческом секторах.
Благодарности
Бернардо Б. Амаралу за рецензирование рукописи и редактирования рисунка.
Источники: