Сегодня состоялся public talk под названием «Нейросети vs Креативная экономика», организовано обсуждение было IT-PARK74. Приглашённые эксперты обсудили массу вопросов этического, социального, экономического и даже юридического характеров так или иначе связанных с нейросетями. Одним из них был такой: зачем идти в творческую профессию, становится писателем или художником, творцом в принципе, если произведения можно будет создать через нейросеть? На него попытался ответить доктор философских наук, преподаватель ЮУрГУ Артур Дыдров.
Спикер акцентировал внимание, что человека, пытающегося создать «произведение искусства» через обращение к нейросети вообще сложно назвать творцом. «Он скорее, возьмём шаблонные фразы, генератор общих идей, генератор запросов, но он не творец именно в том акте, в котором он это делает», - говорит Артур Дыдров.
Использование нейросетей для любой творческой работы ставит серьёзный экзистенциальный вопрос – вопрос принадлежности, сопричастности результату деятельности. Говоря об подобных ощущениях, учёный привёл в пример эксперимент, в котором с коллегами была с помощью нейросети написана научная статья и подана в соответствующий журнал. Работа самих «авторов» заключалась исключительно в написании введения, заключения и в формировании блока вопросов. Статью приняли. «Зачем мы это сделали? Нам нужен был опыт, как это в реальной жизни прожить. Называться учёным, но в этом конкретном акте не быть им, это ситуация крайне противоречивая, на экзистенциальном уровне она выбивает из колеи. Ты читаешь этот текст, и он от тебя просто отчуждён, и ты от него соответственно тоже. Результаты деятельности и твой вклад в принципе несопоставимы. Мне кажется, что человек такую ситуацию терпеть не будет», - рассказывает спикер.
Идти в творчество (в расширительном понимании слова) человека побуждает желание оставить именно свой след, только свой. Нейросеть в этом контексте не сможет подменить сам акт творчества, её использование оставит глубокое противоречие в человеке, который будет осознавать свою непричастность к результату. «Такая практика в тотализирующию, я думаю, не превратится», резюмирует эксперт.