За тысячелетия развития человеческой цивилизации стандарты одежды для мужчин и женщин радикально менялись в зависимости от образа жизни, географического местоположения и религиозных верований. Например, такой привычный элемент женского гардероба, как брюки, ещё сто лет назад был предметом ожесточенных дебатов, законодательных ограничений и общественного осуждения. В этой статье мы попробуем разобраться, всегда ли брюки ассоциировались с мужским костюмом, как различались представления об их функции в разных культурах, и как они вошли в повседневный гардероб современной женщины.
Брюки зауженные с застроченными стрелками, Маковцвет
Представления о том, как должны одеваться женщины, а как мужчины, существовали еще на заре цивилизаций, но они сильно отличались от того, что мы понимаем под женской и мужской одеждой сейчас. В Древней Греции, например, мужские и женские одежды были очень похожи: вне зависимости от пола люди носили туники, которые назывались хитонами, а сверху надевали накидки — пеплосы. Женские хитоны были несколько длиннее мужских, но сильных различий между ними не было. Штаны же греки считали варварской одеждой и даже пренебрежительно называли их «мешками». Носили штаны в древности, например, кочевые народы центральной Азии, которым приходилось много ездить верхом на лошадях; предмет одежды, отдельно закрывающий каждую ногу, был необходимостью для наездников — как женщин, так и мужчин.
В средние века с приходом христианства в Европе одежда прочно разделилась на мужскую и женскую: она всё ещё не была похожа на современные представления о том, как стоит одеваться разным полам, и значительно варьировалась в зависимости от социальных слоев. Однако на этом этапе развития человечества за мужчинами прочно закрепились изделия, напоминающие по своей конструкции современные брюки; женщины же стали ходить в юбках и платьях различного вида.
Совсем иначе ситуация обстояла в странах Востока: европейских гостей Османской империи поражали женщины в шароварах. Именно обычаи центральной Азии вдохновили первых реформаторов женской одежды. Так, Леди Мэри Уортли Монтегю была одной из первых женщин в истории, которые имели возможность путешествовать по миру во времена Просвещения. В 1716 году она отправилась в Константинополь вместе со своим мужем, британским послом. Леди Монтегю одной из первых стала документировать повседневную жизнь Османской империи; она заметила, что женщины на Востоке казались свободнее, чем в её родном Соединенном Королевстве. Они могли гулять ночью без сопровождения, получать развод и даже носить брюки на улицах. Из поездки Леди Мэри вернулась с чемоданами одежды, которую носили в Османской империи — и стала делиться находками с женщинами из своего социального круга.
Однако в полной мере идея о том, что женщины могут носить не только юбки, начала формироваться лишь в XIX веке — вместе с движением за реформу женского костюма. В этот период многие женщины стали открыто отстаивать свое право носить брюки. Одной из появившихся популярных концепций был аргумент о «рациональной одежде» — брюки должны быть разрешены из-за их практичности и удобства: они защищали ноги от холода и помогали свободнее передвигаться при выполнении повседневных задач.
Ярким именем в движении за реформу женского костюма была американка Амелия Блумер. В 1851 году Блумер напечатала в своем журнале The Lilly инструкции о том, как сшить женские брюки длиной до щиколоток. Брюки обеспечивали большую свободу — как метафорическую, так и физическую — в публичной сфере. Широкая общественность, однако, довольно нерешительно отреагировала на такую идею. Но работа Амелии Блумер не была напрасной: в дальнейшем в США все брюки-шаровары стали называть её именем — блумеры.
Но только во время Первой мировой войны носить брюки перестало быть зазорным: многим женщинам пришлось заняться тяжелым трудом вместо мужчин, ушедших на фронт. Женщины, работающие на фабрике, начали носить комбинезоны; а работавшие в государственных службах зимой носили униформу с длинными брюками. Однако в военное время ношение брюк женщинами всё ещё воспринималось как временная мера; как только война закончилась, столетние правила вернулись на свои места.
В 1920-е началась деятельность одного из самых влиятельных законодателей моды двадцатого столетия — Коко Шанель. В 1920-х годах Шанель разработала брюки, чтобы плавать на гондолах в итальянской Венеции. Так родился предшественник легендарных широких «брюк для яхты», которые отличались своей элегантностью. Шанель преуспела в том, чего до этого не могли добиться многие: сделать женскую одежду практичнее, удобнее и дешевле, не теряя при этом утонченности силуэтов.
В 30-е годы двадцатого века голливудские дивы всё чаще стали появляться в брюках: Марлен Дитрих прославилась тем, что появилась в черном смокинге и фетровой шляпе в тон на премьере фильма «Знамение креста» в 1932 году. В это же время регулярно стала появляться в брюках Кэтрин Хепбёрн — главная голливудская актриса 30-х. Однако брюки всё равно не входили в гардероб стандартной женщины и оставались скорее необычным явлением.
Во время второй мировой войны женщины опять вышли на традиционные мужские работы, и вновь оделись в соответствующие рабочие костюмы. Но с окончанием войны требования к женской одежде вновь вернулись к своим многовековым канонам.
В 1966 году очередной прорыв совершил кутюрье Ив Сен Лоран — в новой коллекции своего модного дома он представил первый женский смокинг. Первой появилась в нём французская актриса Катрин Денёв, близкая подруга модельера, а затем в революционном женском костюме стали появляться такие звёзды, как Лиза Минелли и Лорен Бакал, а Бьянка Джаггер надела белую версию смокинга на свою свадьбу с рок-музыкантом Миком Джаггером. Именно Ив Сен Лоран ввёл в женский гардероб по всему миру привычный нам офисный костюм, состоящий из брюк и пиджака.
В 1980-е продолжил внедрение женских брюк Карл Лагерфельд — новый креативный директор модного дома Chanel, успевшего потерять свою актуальность после смерти легендарной основательницы. Лагерфельд по-новому посмотрел на классические модели бренда, в том числе, и на женские брюки 20-х годов. Лагерфельд во главе Chanel представил молодым женщинам современный образ, который соответствовал духу времени и потребностям современных женщин, обязанности которых давно перестали ограничиваться домашними заботами.
Только к концу двадцатого века мир постепенно привык к идее о том, что брюки становятся частью женского гардероба. Сегодня мы и вовсе не задумываемся, прежде чем надеть на работу брюки или натянуть любимые джинсы перед выходом на улицу — но в масштабах человеческой истории ещё совсем недавно это было невозможно представить. Например, закон, запрещавший женщинам носить мужскую одежду, во Франции официально отменили только в 2013 году; такой запрет, конечно, не имел силы уже несколько десятилетий, но его отмена на законодательном уровне напоминает о том, как сильно поменялись стандарты одежды за последние сто лет, и как вещи, которые мы воспринимаем как должное, не так давно были предметом полемики и разногласий.
Брюки с боковыми разрезами, Маковцвет
В наше время почти ничего не ограничивает женщин в выборе фасонов одежды. В каталоге бренда Маковцвет вы найдёте множество моделей брюк, которые сочетают в себе лучшие черты из длинной истории этого базового элемента гардероба.