Найти в Дзене
Окно в Россию

Вдоль Байкала на поезде – самый красивый маршрут в МИРЕ!

Оглавление

Железная дорога огибает южную часть озера и проходит через 38 тоннелей, вырубленных в скалах. Неспешное путешествие займет 5 часов и оставит воспоминания на всю жизнь.

АННА СОРОКИНА

Legion Media
Legion Media

Прокатиться вдоль озера Байкал – это удовольствие, в котором нельзя себе отказать.

Кругобайкальская железная дорога была построена в 1904 году, чтобы соединить западную и восточную части Транссибирской магистрали. А сегодня она стала одним из самых популярных туристических маршрутов Сибири.

«Золотая пряжка»

Линия вдоль берега, 1902–1904. Общественное достояние
Линия вдоль берега, 1902–1904. Общественное достояние

В 1891 году началось строительство самой длинной железной дороги в мире – Транссибирской магистрали. Только представьте себе: до этого поездка из одного конца страны в другую занимала целый год! Конечно, такая железная дорога была России просто необходима, и на ее постройку были брошены силы лучших умов того времени. Строили Транссиб отдельными участками, которые впоследствие были соединены.

Но на пути стройки было естественное препятствие – озеро Байкал.

Сооружение тоннеля в скальном грунте (альбом «МПС. Альбомъ построекъ и видовъ Кругобайкальской ж. д. 1900–1904 г.») . Фото 1901–1903. Общественное достояние
Сооружение тоннеля в скальном грунте (альбом «МПС. Альбомъ построекъ и видовъ Кругобайкальской ж. д. 1900–1904 г.») . Фото 1901–1903. Общественное достояние

Сначала поезда переправляли на пароме-ледоколе. Сократить путь можно было, только пустив дорогу в объезд. Для строительства было выбрано южное побережье Байкала.

Рельеф берегов озера очень сложный и скалистый. Проектные работы заняли более 10 лет. Чтобы проложить железнодорожные пути, строители вырубали дорогу в скалах и использовали взрывчатку. В некоторых местах остались следы от отверстий, в которые был заложен динамит.

Строительство одного из каменных виадуков, между 1902 и 1904 гг. Общественное достояние
Строительство одного из каменных виадуков, между 1902 и 1904 гг. Общественное достояние

В итоге пришлось проложить четыре десятка тоннелей, 16 каменных галерей, 470 мостов и виадуков. Общая длина железной дороги вокруг Байкала на тот момент составляла 260 км.

Кругобайкальскую железную дорогу часто называют «золотой пряжкой стального пояса России», так как она соединила западную и восточную части Транссиба. И до 1950-х годов она вполне оправдывала свое название. Однако из-за постоянных обвалов уже советским инженерам пришлось переносить пути дальше от берегов озера. В итоге часть КБЖД была закрыта, а часть затоплена при строительстве Иркутской ГЭС. Поезда Транссиба ходят сейчас по другой линии, минуя опасные участки.

Стела «Кругобайкальская железная дорога», установленная в 2013 г. Кирилл Шпицин/Sputnik
Стела «Кругобайкальская железная дорога», установленная в 2013 г. Кирилл Шпицин/Sputnik

Закрытую часть КБЖД еще в 1980-х годах взяли под государственную защиту, признав ее архитектурное значение для истории. Сюда стали приезжать туристы, чтобы своими глазами увидеть это чудо инженерной мысли столетней давности. Правда, восстановить железнодорожное полотно и укрепить тоннели удалось только в 2000-х. Именно этот участок длиной 89 км сегодня и называется Кругобайкальской железной дорогой.

Состав на Кругобайкальской железной дороге. Кирилл Шпицин/Sputnik
Состав на Кругобайкальской железной дороге. Кирилл Шпицин/Sputnik

Первый туристический поезд на паровозной тяге отправился по этому историческому маршруту в 2005 году. А сегодня кроме него можно также прокатиться и на обычной электричке, которая связывает отдаленные поселки Байкала с районным центром.

От Слюдянки до Байкала за 5 часов

Путешествие начинается на станции Слюдянка I и заканчивается на станции Байкал. До Слюдянки проще всего добраться на электричке из Иркутска, ближайшего к озеру Байкал крупного города. Между прочим, здание вокзала Слюдянки единственное в мире, построенное целиком из белого мрамора.

-7

Dmitriy Shmatkov (CC BY-SA 3.0)Здание пассажирское ст. Слюдянка

По пути вы встретите просто огромное количество невероятных сооружений. Один из первых грандиозных арочных виадуков – у поселка Старая Ангасолка (остановка 149-й км).

Перрон остановочного пункта 154-й км Кругобайкальской железной дороги. Кирилл Шпицин/Sputnik
Перрон остановочного пункта 154-й км Кругобайкальской железной дороги. Кирилл Шпицин/Sputnik

Самый длинный тоннель проходит сквозь мыс Половинный. Его можно увидеть на остановке 110-й км. Длина тоннеля – 778 метров, но так как он прямой, то вы точно увидите свет в его конце.

Кругобайкальская железная дорога. Кирилл Шпицин/Sputnik
Кругобайкальская железная дорога. Кирилл Шпицин/Sputnik

Одна из самых живописных остановок называется Итальянская Стенка. Здесь и правда находится каменная подпорная стенка в виде арок, напоминающая альпийские мосты. Это сооружение защищает пути от каменных насыпей. Кроме того, на строительстве на самом деле работали итальянские и прусские специалисты.

Туристы на Кругобайкальской железной дороге. Илья Питалев/Sputnik
Туристы на Кругобайкальской железной дороге. Илья Питалев/Sputnik

Заканчивается путешествие на станции Порт Байкал. Здесь находятся музей КБЖД и старинный маяк.

Artem Svetlov (CC BY 2.0)
Artem Svetlov (CC BY 2.0)

От порта Байкала многие туристы переправляются по воде в Листвянку за полчаса, откуда потом за час добираются до Иркутска на автобусе. Если же у вас есть желание получше рассмотреть эти места, то можно выйти из поезда и переночевать в одном из поселков (туристические базы есть на станциях 137-й км, 98-й км, 79-й км).

А вы ездили по КБЖД? Напишите в комментариях!

ЧИТАЙТЕ ДАЛЕЕ: Как посмотреть 25 городов России, не выезжая из Москвы?