В четвертом классе на уроках о красоте русской природы нам доводилось учить отрывок из стихотворения "Зеленый шум" (1862). Не знаю ни одного ребенка, который бы открыл сборник Некрасова и захотел прочитать полный текст дальше. Достаточно было зазубрить:
Идет-гудет Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!
Играючи, расходится
Вдруг ветер верховой:
Качнет кусты ольховые,
Поднимет пыль цветочную,
Как облако: все зелено,
И воздух и вода!
И тд
(Примечание Некрасова: * Так народ называет пробуждение природы весной. 1862 г.)
Ну прелесть же, правда? Именно те картины, что мы сейчас с радостью видим! Кстати, в переводе на сербский язык шума, шуме, šuma - лес; а Зеленый Шум - дух пробуждающейся природы у многих народов.
Меж тем в лирической стихии растворилась древнегреческая трагедия.
Вдохновившись картинами пробуждения природы на Днепре, где такую раннюю воздушную зелень тоже называют зеленым шумом, Некрасов выдал четырехстопным ямбом балладу о природе ревности и вынес в назидание мораль: измена не так страшна, как намерение отнять чью-то жизнь.
Рогоносец-крестьянин, вернувшись с заработков из Питера, узнает об измене супруги и задумывает её убить. Больше всего его взбесило, что она сама ему всё рассказала, возложив на него тяготы принятия решения о своей судьбе. Всю зиму страдалец точит нож, однако под влиянием весеннего обновления природы по итогу отказывается от кровопролития. Ясон и Медея отдыхают.
У Некрасова был свой резон услышать зеленый шум в голове. В 1862 году в его любовном треугольнике произошли изменения. Умер Иван Панаев, и вскоре от Некрасова к молодому секретарю "Современника" ушла Авдотья Панаева после 16 лет мучений псевдосемейных отношений. Вероятно, образ мужика с наточенным ножом занимал воображение картежника Некрасова больше, чем гимн пробуждению природы, но я бы сказала, что Некрасов вообще не был силен в ботанических стихотворениях и это у него, правда, лучшее.
Ну подумаешь, вставка-бытовуха с готовым сюжетом для ментовских войн. Все равно стихотворение о природе. Вон, молодой, красивый, преуспевающий Рахманинов в медовый месяц пишет знаменитую кантату "Весна" на слова Некрасовского "Зеленого шума". Более того, просит партию рогоносца исполнить своего доброго друга, Федора Шаляпина и тот с радостью соглашается. Произведение до сих пор исполняют на рахманиновских фестивалях.
А что, мы и мифы древней Греции в пятом классе щелкали, как орешки (хорошо, что в Министерстве просвещения их не читали, похоже, а то бы 18+ и обложку в целлофан).
Всем весны, одуванчиков и любви круглый год!