Так ли уж необходимо академического образование в современном искусстве? И может ли талантливый художник обойтись без него? Острая дискуссия, не теряющая актуальности.
Помогают отвечать на этот вопрос факты из биографий известных современников. Итак: где учились знаменитые российские художники?
Илья Кабаков
Московский концептуалист и мастер инсталляций начал путь в искусство еще в юности: художественные школы в Ленинграде и Москве, отделение графики в Суриковском институте.
От иллюстратора детских книжек Кабаков перешел к созданию концептуальной графики, а после — к тотальным инсталляциям, прославившим его по всему миру.
Анатолий Осмоловский
Теоретик, художник и один из главных акционистов 1990-х не получил специального художественного образования. В 18 лет он учился в Высшем техническом училище ЗИЛа на факультете металлорежущих станков новых технологий, однако ушел раньше выпуска.
Вместо академического образования были поэтические вечера и группа экспериментальной поэзии «Вертеп», чтение Ролана Барта и теории марксизма, авангардный французский журнал структуралистов Tel Quel.
Олег Кулик
Акционист и провокатор Олег Кулик закончил Художественное училище им. Шевченко и Киевский геологоразведочный техникум. В искусстве он начинал со скульптуры и объектов из плексигласа.
Однако именно знаменитая акция в образе собаки сделала художника известным и перевернула его стиль в искусстве.
Айдан Салахова
Айдан с детства погружена в искусство: отец Таир Салахов и мать Ванцетта Ханум — художники, бабушка Тамара Ханум — народная артистка СССР, известная танцовщица, актриса, певица, хореограф, дед Мухитдин Кари-Якубов — театральный деятель, певец.
В 23 года экстерном закончила Суриковский институт, и дальше — больше: открытие «Первой галереи», международные проекты, участие в Венецианской биеннале и далее.
Франсиско Инфанте-Арана
Кинетист, фотограф Инфанте закончил МГХПА им. С.Г. Строганова. Его интересовала возможность запечатлеть движение на рисунке. Спустя два года после выпуска из университета, художник начал работать с инсталляциями и лэнд-артом.
Владислав Мамышев-Монро
Эпатажный художник-перевоплотитель начал удивлять еще в детстве: из литературной школы исключили за распространение карикатур на членов политбюро и Адольфа Гитлера.
Дальше — только практика. Выпуск собственного зина «М. В. Ю.», знакомство и проекты с «Поп-механикой», первый образ Мэрилин Монро в советской армии.
Иван Чуйков
Классик московского концептуализма родился в семье художников: Сергея Чуйкова и Евгении Малеиной. Закончил Суриковский институт, дальше и сам преподавал во Владивостокском художественном училище.
В конце 1960-х распрощался с классической живописью и начал развивать концептуализм, работать с инсталляциями.
Ирина Нахова
Ирина еще в детстве познакомилась с культурным полем: ее мать работала в детском издательстве, с которым сотрудничали художники.
Закончила Московский полиграфический институт и дальше вступила в Клуб авангардистов (КЛАВА), входила в круг МАНИ (Московского архива нового искусства), участвовала в акциях арт-группы «Коллективные действия», в процессе чего Нахова сменила фокус с традиционной живописи на инсталляции.
Тимур Новиков
В школьные годы рисовал в кружке Дома Пионеров, дальше — клуб юных искусствоведов при Русском музее, затем поступил в Техникум химической промышленности на отделение технологии лаков и красок.
Однако из колледжа Новиков забрал документы, так как не мог мириться с правилами, запрещающими носить длинные волосы. И это было только началом: бунтарский дух и новое видение раскроются в выставках-квартирниках, неофициальном искусстве и рейвах.