Гнев и агрессия часто становятся причиной нарушения взаимоотношений между людьми. Неумение управлять негативными эмоциями приводит вспыльчивого человека к конфликтам и социальной депривации, что, в свою очередь, оказывает вторичное негативное влияние на его психоэмоциональное состояние, лишает жизненных сил и порождает новый виток агрессии. Такой вот замкнутый круг, который можно и нужно разорвать.
Когда у нас что-то не получается или получается не так, как хотелось бы, мы испытываем состояние фрустрации, которое сопровождается отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием. Пережив это болезненное состояние, получив новый опыт, человек становится сильнее, его личность развивается. Но многие люди, особенно, подростки, не хотят проживать эту печаль и предпочитают обратить ее в агрессию, внешнюю или внутреннюю. Закрепившаяся модель поведения порождает агрессивность как личностное качество.
Схема преодоления агрессии в теории не особенно сложная: необходимо выделить триггеры, запускающие агрессивное поведение, научиться их отслеживать, вовремя перехватывать, пока поток эмоций не превратил поведение в неуправляемое, и освоить техники расслабления, снимающие напряжение или арт-терапевтические практики, позволяющие выпустить эмоции наружу в конструктивном формате.
Безусловно, на работу с гневом и агрессивностью придется потратить немало усилий. Для изучения практик, освоения и закрепления новых паттернов поведения потребуется труд и время. Но результат данных усилий имеет неоспоримую ценность: преодоление агрессии – это позитивные, конструктивные взаимоотношения с людьми и социальные связи, это положительные эмоции и энергетический заряд, это профилактика противоправного поведения и обеспечение безопасности и благоприятной среды.
Но как быть, если самостоятельно оказать помощь себе или своему ребенку не получается? Можно обратиться за помощью к специалистам.
Психологи «Мой семейный центр «Оберег» помогают преодолеть гнев и агрессию, выстроить взаимоотношения с членами семьи или сверстниками, научиться управлять своим поведением и взять на себя ответственность за качество взаимодействия с людьми.