Найти тему

«Спиральная дамба» Роберта Смитсона — икона Лэнд-арта

«Спиральная дамба» Роберта Смитсона — одно из самых известных произведений Лэнд-арта (об этом направлении искусства я подробнее рассказала тут). Она была создана в 1970 году на Большом Солёном озере в штате Юта. Это озеро обладает необычным свойством — оно двухцветное, почти поделённое пополам.

Северная часть озера — розовая, южная — зелено-голубая. Линия, разделяющая озеро — железнодорожные пути. В результате их появления нарушился водообмен, что и привело к такому контрасту. В северной части озера вода стала более соленой, там выжили микроорганизмы, которые дали воде розовый оттенок.

«Спиралевидная дамба» Смитсона — это насыпь из земли и базальта, огромное сооружение: длина около 450 метров, ширина около 4,5 метров. Через несколько лет после её сооружения дамба ушла под воду на 20 лет. И только в 90-е году она вновь оказалась на поверхности.

На примере этого произведения мы видим, как происходит сообщение природы и искусства. И человек тут как бы отсутствует. Мало кто может в качестве зрителя оценить это творение, удаленное от цивилизации. И работа художника не воспринимается вторжением в природу. Наоборот, природа как бы подхватывает его задумку и «дорабатывает» идею. За счёт движения и цвета воды создаются разные визуальные эффекты, к которым художник не причастен.

О чем это произведение?

Мы можем выдвигать разные трактовки. Но чувствуется в этой спирали что-то архаичное, напоминающее древние монументальные строения, такие как стоунхендж. Кроме того, форма спирали в 3,5 оборота в древности считалась символом универсума, образом вселенной.

Есть версия, что спираль — отсылка к перуанским геоглифам, найденным на земле Инков. Спиральный хвост у обезьяны из этих рисунков входит в перекличку со спиралью Смитсона. Это мощные образы, масштабные, глобальные, архаические.

Геоглифы в районе Наска, обезьяна
Геоглифы в районе Наска, обезьяна

Также спираль стала символом времени. Она погружалась под воду и снова появлялась на поверхности, безмятежно покоилась под снегами и снова появлялась. Дамба переживала всё это и менялась, постепенно разрушалась, свидетельствуя о существовании и ходе времени. Как писал обозреватель Алексей Тютькин:

«В Спиральной дамбе свёрнуто время, которое больше человеческого, и она даёт понять это весьма чётко — это время, перед которым всё становится маленьким и незначительным».

Ещё одна трактовка Тютькина, которая пришлась мне по душе:

«Спиральная дамба — это взлётная полоса в Ничто, а человек, прошедший её до конца, видит то же самое, что и в начале: воду, хлопья пены, соль, базальтовые глыбы. Этот внешний путь ни к чему не приводит — идти по Дамбе или смотреть „бросая взгляд“ нужно во внутреннем пространстве, измерении мышления»
«Спиральная дамба» Роберта Смитсона на Большом Солёном озере в штате Юта
«Спиральная дамба» Роберта Смитсона на Большом Солёном озере в штате Юта

Ещё один смысл, не заложенный изначально, но приобретенный — экологический. Через года после возведения дамбы площадь Большого Солёного озера значительно сократилась из-за рекордной по продолжительности и интенсивности засухи. Дамба очень наглядна демонстрировала эту проблему и стала одним из символов изменчивости глобального климата. Работа Смитсона вдохновила других художников использовать искусство для привлечения внимания к проблеме антропогенного воздействия на природу.

-5

Сам же Смитсон хотел вывести произведения искусства из стен художественных галерей, высвободить из трюмы выставочных институций, избавиться от коммерческого взгляда на искусство и вернуться к естественному, природному. Именно поэтому он выбрал столь недоступное для людей место для создания дамбы. Но во всем этом в итоге есть ироничный парадокс.

На создания сооружение были затрачены огромные усилия, при этом оценить эту работу могут единицы. Большинство зрителей знакомятся с произведением опосредованно — через фото- и видеодокументацию. Сам же Смитсон монтировал фильм, посвященный созданию дамбы. И вся эта документация всё также выставляется в галереях и музеях, все те же выставки и институции владеют образом произведения, которое пыталось оттуда сбежать и стать отшельником. Замкнутый круг. Ну или прогулка по спирали, которая возвращает тебя в тоже самое место :)