Найти тему
Мартыновы

Своременный идеал заботы и забота на аутсорсинге. Как со всем справляться?

Давайте я попробую описать современный идеал заботы, не претендуя на абсолютную правоту.

Здоровье ребенка.
За ним нужно следить не просто с рождения, а с момента зачатия. А лучше начинать подготовку к зачатию за несколько лет, избегая всяческих вредностей. Здоровье родившегося малыша тщательно сохраняется при помощи долгого грудного вскармливания, здоровых органических продуктов, правильного режима сна и бодрствования, тщательного медицинского обследования, лучше в частных клиниках или семейными докторами, взвешенного и осознанного подхода к прививкам (от полного отказа до абсолютной веры в них), лечения только современными методами и лекарствами.

В случае болезни ребенка современная семья готова потратить на вызов врача, посещение частной клиники, дополнительные обследования и прочее немалые суммы, иногда до половины месячного семейного бюджета.

Внимание уделяется правильному питанию ребенка, хорошему сну, необходимому количеству прогулок, выездам на природу, на дачу и пр. Чтобы ребенок не подхватил лишней инфекции, родители тщательно следят за его контактами, вовремя изолируя его от заболевших сверстников, не допуская гостей в дом и не пуская его в гости.

Важное значение имеет телесность ребенка. поэтому с раннего возраста ребенку делают необходимый массаж.
Словом, у идеальной матери ребенок здоровый и крепкий, вовремя ест, спит и гуляет, мало болеет, обладает хорошим иммунитетом.

В случае болезни ребенка современная семья готова потратить на лечение немалые суммы, иногда до половины месячного семейного бюджета.
В случае болезни ребенка современная семья готова потратить на лечение немалые суммы, иногда до половины месячного семейного бюджета.

По мере роста ребенка возникают новые потребности — исправление прикуса, установка брекетов, показанные операции в связи с определенными дефектами, исправление осанки и прочее. Всё это требует значительных материальных вложений семьи.

Развитие ребенка.
Современный подход к развитию предполагает максимально раннее начало занятий с малышом. Уже крошечному малышу можно показывать разные развивающие картинки. С полугода мать вместе с ребенком должна посещать специальные курсы или тренинги, на которых эксперты (педагоги и психологи) научат её правильно играть и разговаривать с малышом, чутко и бережно взаимодействовать с ним, избегать травмирования и нарушения его психологических границ.

Дальше – больше. Идеальные родители придают огромное значение раннему обучению. Ребенка водят/возят на развивающие занятия (в народе прозванные «развивашками»), регулярно покупают ему развивающие книжки, учат вместе с ним буквы, цифры, устанавливают на гаджеты обучающие приложения, читают ему полезные книги, играют с ним в развивающие игры.

Обнаружив те или иные проблемы в переживаниях или поведении своего отпрыска, родители незамедлительно обращаются к специалистам. Психологи-консультанты, детские психологи, корректологи, нейропсихологи, дефектологи, арт-терапевты, песочные терапевты, логопеды и прочие специалисты по детскому развитию включаются в работу. Детей водят на психокоррекционные занятия, к логопеду, на занятия песочной терапией и в специальные группы коррекции поведенческих проблем. Заметьте, всё это не бесплатно. Работа этих специалистов достаточно дорого стоит. Но идеальные родители находят материальные возможности, чтобы оплачивать дополнительные занятия своих детей.

Детей водят на психокоррекционные занятия, к логопеду, на занятия песочной терапией и в специальные группы коррекции поведенческих проблем.
Детей водят на психокоррекционные занятия, к логопеду, на занятия песочной терапией и в специальные группы коррекции поведенческих проблем.

Образование ребенка.
Уже с детства родители должны позаботиться о том, чтобы школьное обучение подготовило сына/дочь к перспективному будущему. Школа выбирается исходя из предпочтений родителей, в школе может быть выбрана программа, учитель, учебники, предметы. Важная задача родителей состоит в том, чтобы помочь своему ребенку в определении и развитии способностей. Поэтому ребенок учится сразу в нескольких школах одновременно: общеобразовательной и музыкальной, художественной, спортивной, школе искусств, танцевальной и др.

Родители должны так организовать жизнь и режим своего ребенка, чтобы он везде успевал и со всем справлялся. Их задача возить/водить ребенка на занятия и забирать его.
Если у ребенка возникают какие-то трудности в обучении, немедленно нанимается репетитор. Что касается иностранных языков, то здесь репетитор нанимается вне зависимости от успехов ребенка: языки нужно не просто учить, их нужно знать. Очень хорошо, если ребенок знает несколько иностранных языков, поэтому родители организуют для ребенка их изучение. Дополнительные учебные занятия также оплачиваются. Всё школьное обучение направлено на подготовку к поступлению в выбранный вуз на выбранную специальность, лучше если то и другое будут престижными.

Разнообразие жизни ребенка.
Современный мир и эпоха потребления предоставляет человеку огромное разнообразие возможностей. Несомненно, они должны быть доступны и детям. Среди них, в первую очередь, конечно, путешествия с самого детства по всему миру на кораблях и самолетах, разнообразные развлечения для детей в специальных детских парках типа Диснейленда, аквапарках, пандапарках, зоопарках и океанариях, водных парках, парках развлечений, экскурсии в заповедники по всему миру и экзотические страны, морские побережья и купание в теплых морях, льды Арктики и величие Антарктиды, киты и дельфины, рыбалка в северных морях Норвегии и астраханских реках...

Современный мир и эпоха потребления предоставляет человеку огромное разнообразие возможностей.
Современный мир и эпоха потребления предоставляет человеку огромное разнообразие возможностей.

Когда-то психологи утверждали, что визуальное разнообразие развивает мозг ребенка. Сегодняшнее визуальное разнообразие уже не успевает обрабатываться мозгом не только ребенка, но и взрослого человека. Тем не менее родители должны обеспечить своим детям возможности путешествовать по стране и миру, познакомиться с другими странами и народами, хотя бы немного узнать другую культуру, побывать в детских лагерях и санаториях, не отставать от современного развития науки и техники, уметь обращаться с гаджетами, быть технически грамотными.

Необходим родительский вклад и в развитие творческих способностей ребенка. Для этого он с детства должен посещать творческие и театральные студии, занятия живописью и керамикой, музыкой и танцами, вокалом и хореографией. Абонементы в музеи и консерваторию, музыкальные и литературные лектории, посещения театральных постановок — всё это, а также многое другое должно способствовать многогранному развитию личности ребенка.

Неотъемлемой частью жизни ребенка является спорт и физическое развитие. Родители должны покупать ребенку спортивный инвентарь: ролики, коньки, лыжи, мячи, велосипед, самокат, беговел, ракетки для бадминтона, настольного и большого тенниса и пр. Прекрасно, если родители занимаются спортом вместе с ребенком.

Родители также должны быть чуткими к изменению увлечений своих дочери или сына, вовремя замечать их и помогать детям перестраивать образ жизни. Например, менять акробатику на конный спорт, фортепиано на духовые инструменты, бальные танцы на театральную студию и пр.

Ребенка с детства нужно учить любить природу и животных. Сегодня мир домашних животных как никогда разнообразен: кошки и собаки разных пород, грызуны всевозможных размеров, пернатые всех мастей, насекомые – муравьи, богомолы, палочники, жуки и пр., гекконы, змеи и ящерицы, улитки и рыбки. Появление в семье домашних животных положительно сказывается на эмоциональном состоянии ребенка, учит его эмпатии и заботе.

Отношения ребенка.
Самыми опасными для развития личности ребенка являются психологические травмы. Поэтому основная задача родителей — создать такие детско-родительские отношения, в которых ребенку было бы уютно и безопасно. Родители должны быть близкими со своими детьми, уметь их выслушать и поддержать в нужные моменты. Родители должны создавать и поддерживать с ребенком доверительные отношения. Именно к родителю должен бежать ребенок за помощью и защитой. Внимание и включенность в жизнь ребенка являются неотъемлемой частью родительской заботы.

Внимание и включенность в жизнь ребенка являются неотъемлемой частью родительской заботы.
Внимание и включенность в жизнь ребенка являются неотъемлемой частью родительской заботы.

Кроме того, родитель должен уметь понимать потребности ребенка и отличать реальные потребности от капризов. Только теплый и чуткий родитель способен к подлинной заботе о своем ребенке.

Уф… Наверняка я что-то забыла, что-то упустила из виду, возможно достаточно важное. Но пришла пора остановиться.
Итак, перепроверю написанное…

Когда я перечитываю созданный мной идеал заботы, то чувствую, что в нем нет никакой фальши. Всё верно. Именно так и должно быть. Каждое конкретное положение не вызывает никакого сопротивления. Но…

Возможно ли совместить всё это в одних детско-родительских отношениях? Способен ли среднестатистический родитель справиться с этим далеко не маленьким перечнем требований? Сколько сил, физических и эмоциональных, какой родительский вклад, материальный и личностный, потребует даже попытка реализовать этот перечень заботы?

Конечно, речь идет об идеале. А достичь идеала дано не каждому человеку. Но именно идеал является для нас ориентиром и заставляет стремиться к его достижению. Чем он сложнее, тем дальше от нас. Пропасть между нашим идеальным представлением о чем-то и нашим субъективным ощущением от своего места по отношению к идеалу является основной причиной депрессии. Детско-родительские отношения не являются в этом смысле исключением…

Именно идеал является для нас ориентиром и заставляет стремиться к его достижению.
Именно идеал является для нас ориентиром и заставляет стремиться к его достижению.

Завершая разговор о заботе, я хочу поставить один важный вопрос: есть ли гендер у заботы? И попробую ответить на него.

С точки зрения большинства социологов, у заботы есть гендер. Забота издавна является женской прерогативой. Она встроена в женскую жизнь, обеспечивает детям рост и развитие, а мужчинам — их всевозможные достижения. Мы настолько привыкли прежде всего к материнской заботе, что воспринимаем её как само собой разумеющуюся часть нашей жизни и наших отношений. Мы не осознаем, что без заботы мы просто-напросто погибнем. Забота привычна и поэтому незаметна. И незаметны люди, осуществляющие заботу. Парадоксально, но все профессии, так или иначе связанные с заботой, самые низкооплачиваемые. Няни в детских садах и больницах, медицинские сестры, социальные работники, воспитатели, учителя, врачи…

В течение всей нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с опытом заботы. Социолог Елена Здравомыслова называет этот опыт универсальным, важным для благополучия отдельного человека и общества в целом: «Мы неизбежно активно включаемся в отношения заботы в течение всего жизненного пути, являемся адресатами заботы, сами её осуществляем…»

Погружение в тему заботы натолкнуло меня еще на одну очень интересную мысль. Несмотря на то, что без заботы человек не способен выжить, вырасти, собственно, стать человеком в полном смысле этого слова, ни в одной психологической теории человеческих потребностей забота как витальная базовая потребность не упоминается. Представляете, нигде!

Среди базовых упоминается целый ряд физиологических потребностей, включая пищу и воду. Но каким образом новорожденный, абсолютно беспомощный, может их получить без другого, заботящегося о нем человека? Не может. Нуждающиеся в заботе и не получающие её погибают. Так как же вышло, что забота, по сути своей являющаяся базовой человеческой потребностью, не попала в список потребностей?

Вероятно, за этим тоже скрываются стереотипы гендерных ролей, в том числе, как утверждает Елена Здравомыслова, «невидимость» заботы, её неразрывная связь с семейными ролями, встроенность в женскую роль и естественное женское предназначение, непризнание заботы, её неоплачиваемость и бесконечность (труд заботы, увы, никогда не кончается), её обыкновение ограничивать степень свободы вовлечённых в эти практики, и посмею предположить, что в созданных ранее теориях потребностей, авторами которых являются мужчины, забота как потребность просто не могла быть увидена. Поэтому предлагаю, точнее настаиваю на том, чтобы забота была добавлена в список базовых витальных потребностей человека.

Настаиваю на том, чтобы забота была добавлена в список базовых витальных потребностей человека.
Настаиваю на том, чтобы забота была добавлена в список базовых витальных потребностей человека.

В современном обществе началось преобразование заботы. Теперь забота, отмечает Елена Здравомыслова, «это не только домашнее дело и не только дело членов семьи женского пола.
Аутсорсинг, то есть делегирование части заботы другим людям, — это структурное явление. Если члены семьи хотят и могут снизить издержки домашней заботы, современное общество предоставляет им для этого возможности: можно купить заботу, наняв помощников; воспользоваться поддержкой социального государства, пригласив социального работника, или помощью общественных организаций; перераспределить домашнюю заботу в семье таким образом, чтобы нагрузки распределялись более равномерно.

Исследователи рассматривают трансформацию домашней заботы под влиянием рыночных отношений. И для нашего общества это очень актуально. Речь идет о коммодификации домашней работы: домашняя работа становится товаром (это от слова commodity). Труд заботы о близких можно купить. Но, конечно, не все могут позволить себе эту роскошь». Однако именно аутсорсинг заботы является одним из способов решения проблемы совмещения материнства и карьеры.

Автор статьи: Мартынова Е.В., к.пс.н., доцент, директор Высшей Школы психологического консультирования.