Найти тему
Газета Солидарность

Оздоровительный квест: родителям особых детей предлагают бегать по учреждениям

Оглавление
Фото: Николай Федоров / архив "Солидарности"
Фото: Николай Федоров / архив "Солидарности"

В Подмосковье оптимизируются пять домов ребенка, а вместе с ними ликвидируются реабилитационные центры, в которых проходили курсы лечения и педагогической коррекции особые дети. Естественно, делается это “в целях качественного улучшения жизни детей”. Правда, родители протестуют против такого улучшения, считая, что их ребятишек обрекают на инвалидность. Специалистов же, которые совместной работой добивались очень хорошего прогресса в лечении, планируют “распихать” по разным учреждениям здравоохранения и дошкольного образования.

“А”-СПРАВКА

“В целях качественного улучшения жизни детей” в Подмосковье оптимизируется пять областных государственных учреждений здравоохранения для детей:

- ГКУЗ МО “Люберецкий специализированный дома ребенка для детей с органическим поражением ЦНС с нарушением психики”;
- ГКУЗ МО “Подольский специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением ЦНС с нарушением психики”;
- ГКУЗ “МО “Фрязинский специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением ЦНС с нарушением психики”;
- ГКУЗ “МО “Видновский специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением ЦНС с нарушением психики”;
- ГКУЗ “МО “Орехово-Зуевский специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением ЦНС с нарушением психики”.

Приказ министра здравоохранения Московской области Алексея Сапанюка № 160 от 17 марта 2023 года предусматривает, что всех пациентов оставшихся пяти подмосковных домов ребенка выпишут, а персонал сократят. Кроме того, без лечения останутся дети-инвалиды, проходившие курсы лечения в реабилитационных отделениях при “оптимизируемых” домах ребенка.

Сейчас детей с тяжелыми речевыми нарушениями, аутизмом, расстройствами аутистического спектра, болезнью Дауна или детским церебральным параличом (ДЦП) родители могут отправлять на курсы лечения при домах ребенка. Приводят утром, забирают вечером. Все как в обычном детском саду, только с ребятами работает еще психиатр, логопед, массажист, физиотерапевт, педагоги с авторскими методиками. Эффект от комплексного подхода получался отличный, родители были очень благодарны. Тем более такие учреждения позволяли не бросать работу ради лечения особенного ребенка. Поэтому, когда новость о закрытии стала известна, родители стали протестовать. “Солидарность” встретилась с коллективом Фрязинского дома ребенка, чтобы выяснить, в чем причина таких изменений, что предлагают коллективу и пациентам взамен.

ГЛУХОТА И СЛЕПОТА

- Мы задаем вопрос - простой нормальный вопрос: “Почему вы не оставляете реабилитационное отделение восстановительного лечения в таком виде, в каком оно есть”? - сокрушается Ксения Абраменкова, педагог по песочной терапии. - Нам не дают ответа. Отвечают, дома ребенка надо ликвидировать. Хорошо, ликвидируйте. Почему нельзя реорганизацию сделать? Дом ребенка ликвидировать - оставить реабилитационный центр? Он необходим семьям с больными детьми. У которых, к слову, зачастую никакой иной поддержки нет. Давайте откровенно. Если семья берет под опеку ребенка с пятой группой здоровья, там и папа и мама деньги получают от государства. А если женщина родила такого ребенка, она со своим инвалидом остается один на один. И еще работать как-то надо, чтобы этого ребенка кормить и лечить. И у нее была единственная поддержка - мы. Мы помогали этого ребенка вытягивать, развивать, ставить на ноги, учить говорить, обслуживать себя. Совершенно бесплатно. И родители все радовались, они все довольны оставались.

Больше всего педагогов и медиков поражает то, что у министерства здравоохранения области вообще возникли вопросы: а зачем дома ребенка вообще нужны, а почему так много детей проходит лечение, а почему так много специалистов… Ведь именно благодаря распоряжению министерства и появилось реабилитационное отделение. Несколько лет назад количество детей в доме ребенка снизилось, и решено было открыть дополнительно реабилитационное отделение, чтобы максимально эффективно использовать имеющийся кадровый потенциал. Стали брать детей из семей на курсы реабилитации и абилитации. Сначала это были трехмесячные курсы:

- Когда открывалось реабилитационное отделение восстановительного лечения, курс длился три месяца. Потом смотрели на решение комиссии, куда входят логопед, психолог, педагог. Например - да, вот этот ребенок уже готов на выписку. А этому надо продлить лечение, дотянуть, доделать, - рассказывают представители коллектива.

Затем срок лечения сократили до 21 дня. По мнению работников реабилитационного отделения, уже это было плохо.

- Три месяца были самым оптимальным сроком. Особенно когда комиссия могла оставить на четвертый - вот тогда результаты были шикарные. Но Министерство здравоохранения койко-план - грубо говоря, оборот кроватей и голов - не устроил. Нужно было чаще менять пациентов. Я могу только с пластилином сравнить. Дайте его в руки человеку, тот все тепло отдаст и разомнет. И вот пластилин готов, чтобы из него сделать изделие. А у тебя вдруг этот пластилин отнимают и обратно в холодильник кладут. За 21 день мы лишь успеваем ребенка “прогреть” немножко, подготовить, чтобы вытянуть. Ладно, потом родители бегут анализы пересдать, документы подготовить - и снова к нам. За 21 день всего не сделаешь, - заключает Ксения Абраменкова.

МЕДИКИ И ПЕДАГОГИ НУЖНЫ ВМЕСТЕ

Сейчас в группе, с которой занимаются в реабилитационном центре, обычно по 20 детей. Часть из Фрязино и окрестностей, но дети поступают и из отдаленных городов Подмосковья - Можайск, Электрогорск и так далее. Таких детей, конечно, родители не могут забирать по вечерам. Ребята находятся в центре на пятидневке, их забирают домой на выходные.

- У нас спрашивают - почему в группе по 20 детей, а не по 12, как изначально планировалось? Да потому что спрос большой, больных детей, инвалидов, не меньше становится, а наоборот, их число увеличивается. Растет количество детей с аутизмом. Если у нас раньше такие дети были в диковинку, то сейчас на группу в 20 человек приходится по три-четыре аутиста.

Коллектив жалуется, что министерство здравоохранения области еще и недоумевает, почему специалистов якобы так много:

- Мы в таком случае говорим о модели работы с детьми. Модель эта появилась не просто так. Не случайным образом сочетание педагогики и медицины дало такие хорошие результаты. Мы же постоянно учились, в том числе на кафедре постдипломного образования. И нам всегда говорили, что педагоги не достигнут результата без медикаментозного лечения и процедур, - говорит Любовь Соколова, педагог по песочной терапии.

Часто специалисты работают одновременно. Например, педагог проводит с ребенком занятие, а психиатр при этом смотрит на ребенка во время деятельности, фиксирует: слюна подтекает, руки не работают.

- Когда я работаю, мне надо, чтобы расслабили плечевой пояс, шею промяли, - поясняет логопед Наталья Святненко. - После массажа кровоток идет в голову, мышцы малыша расслабляются, спастика (непроизвольные спазмы) убирается. Тогда я уже могу работать как логопед. Почему нужен комплекс? Обратились, например, к доктору, физиотерапевту. Она посмотрела и назначила мидокалм - расслабляющий препарат. Сделали процедуры, ребенок расслабился, и я опять могу работать. И важно, что момент этот, когда я могу работать, очень короткий.

НИ ДЕТЯМ, НИ РОДИТЕЛЯМ

Теперь с учетом вышесказанного посмотрим, что сейчас предлагают родителям. Им говорят идти за медицинским обслуживанием в поликлинику. А уже потом как-то разбираться с обучением:

- Мама должна отпроситься с работы или куда-то деть второго ребенка, а то и третьего, пойти на час-два в поликлинику. А после обеда уже бежать на дополнительные занятия с этим ребенком, на “развивашки” разные, и для этого тоже надо отпроситься. Здесь у нас родители спокойны. Они к восьми утра привели к нам деток и знают, что их будут и лечить, и развивать, и погуляют с ними, и покормят. А вечером после работы родители спокойно заберут детей.

- Они сейчас предлагают разрыв устроить - медицина отдельно, педагогика отдельно, - поясняет логопед Наталья Святненко. - Да, дети пойдут в поликлинику и получат массаж, лечебную физкультуру (ЛФК), физиопроцедуры. Но сделать массаж, чтобы к дефектологу поехать на следующий день, а то и через три дня… Это не будет работать эффективно. Это должно быть в комплексе - каждодневные занятия и каждодневные процедуры.

На длительные курсы реабилитации родителям предлагается ехать в Подольск - там в середине этого года планируется открыть Федеральный реабилитационный центр. Насколько он будет доступен для тех же родителей из Фрязино - непонятно. Но зато понятно, что доехать от вокзала до вокзала удастся самое быстрое за 2,5 - 3 часа. Значит, оставлять ребенка в Подольске придется на всю неделю, забирать домой каждый день не выйдет.

- Для детей с аутизмом это очень травматично - внезапно надолго оказаться в незнакомой обстановке. Добираться куда-либо электричками, если у ребенка ДЦП или те же неврологические расстройства, - то еще испытание для родителей и окружающих пассажиров. Кроме того, насколько нам известно, в Подольске будут брать детей не с рождения, как у нас, а с трех-четырех лет. С такими малышами работаем только мы, - говорит Любовь Муругова, педагог по куклотерапии.

УПУСТИТЬ ВРЕМЯ - ПОТЕРЯТЬ ШАНС

Реабилитационный центр действительно работает даже с младенцами. Педагоги говорят - обращаться надо при первых признаках проблемы:

- Увидели проблему в два месяца? Бегите к нам, поможем в два месяца. Увидели в три - приходите в три. Мы можем с такими детьми работать. Единственно, мамочки, особенно молодые, часто не понимают и не знают, куда смотреть. Неграмотны в этом отношении. Хотя уже сейчас есть мамы, которые приводят детей к нам в полтора года. Мы прямо кричим - маленькими приводите, чем раньше придете, тем лучше: нейронные связи ребенка могут еще развиться, проще компенсировать проблему. С маленькими детьми есть шанс вылезти, не дожидаясь серьезного диагноза. Мы также учим родителей, как дома заниматься. Показываем, как надо провести занятие, над чем конкретно поработать. Родители видеоотчеты присылают, спрашивают, “так или не так я делаю”. А когда они снова к нам приходят, смотрим уже. После трех лет надо уже усиленно работать, по медицине больше “пробивать”.

Бюрократическая особенность работы с детьми такого возраста в том, что официально им еще не поставили диагноза. Даже если налицо серьезные проблемы, они не имеют официального подтверждения.

- Вот мы говорим про ранний возраст, а в нем серьезные диагнозы не ставятся, это делают годам к пяти. Поэтому в отчетах могут фигурировать маленькие детки до трех лет с “задержкой речевого развития” - и будто бы никакой серьезной работы у нас с ними не ведется. То есть официально дети не имеют серьезных проблем. Но где задержка речевого развития, там и проблемы с вниманием, понимаем, мыслительными процессами. Они появляются комплексом. А кроме нас родителям пойти с этими проблемами некуда. Родители прямо говорят: “От нас отворачиваются логопеды, нас никто не берет, потому что мы слишком маленькие”, - говорит Анна Вакарчук, педагог по методике раннего развития Монтессори.

Вот и выходит, что не допустить инвалидности у ребенка можно, если заняться его здоровьем в раннем возрасте. А теперь, из-за решения министерства, родителям придется просто ждать, ничего не делать, а потом решать уже усугубившиеся проблемы.

ЛЮДИ НЕ БУДУТ МОЛЧАТЬ

Беспокоит и будущее уникальных коллективов. Что будет со специалистами, что им предлагают?

- Пока нам не предлагают ничего конкретного, все на уровне общих разговоров. Медицинский персонал зовут работать в Подольск - вряд ли многие согласятся, это слишком далеко от дома. Педагогам говорят, что мы можем устроиться в детские сады, работать с группами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Если честно, ситуация с нашим учреждением давно была на волоске. В принципе мы морально даже смирились с тем, что придется менять работу. Пока не увидели, как нас поддерживают родители.

По словам педагогов, на встречу с администрацией многие родители пришли с детьми, около 150 человек, всех здание не смогло вместить. И те и другие задавали конкретные вопросы. Что будет с детьми? Что будет с коллективом? Куда денется оборудование, многое из которого подарено спонсорами? В ответ они не получили никакой конкретики. На любой вопрос им отвечали: “У нас есть дорожная карта”.

Протестуют и родители, которым помогали в реабилитационных центрах при других домах ребенка: в Люберцах, Подольске и так далее. Родители пишут губернатору Андрею Воробьеву, в Генпрокуратуру, в областной Минздрав. Получив одни отписки, родители со всей Московской области записали видеообращение к Путину и создали петицию. Они просят не лишать их детей надежды на восстановление и полноценную жизнь:

“Произошла чудовищная ошибка! Чудовищная ошибка (или преднамеренное искажение): реорганизация и переход к единой модели домов ребенка привели к тому, что закрываются уникальные комплексные реабилитационные центры с медико-педагогической-социальной адаптацией. В подавляющем большинстве детям, прошедшим там курс реабилитации, снимали инвалидность. Дети начинали жить нормальной жизнью, начинали ходить в обычную общеобразовательную школу”, - написали родители под видеообращением.

КОММЕНТАРИИ РОДИТЕЛЕЙ

“Я мать ребенка-инвалида, мой сын проходит реабилитацию в доме ребенка в Мытищах. Спасибо профессиональному коллективу! Прошу, не закрывайте эти уникальные центры реабилитации!!! Услышьте нас!”

“Безмерно благодарны работникам реабилитационного центра Фрязино! Ваш колоссальный, профессиональный труд дает эффективную и результативную помощь нашим детям! Разрушение таких комплексных центров - это преступление!!! Здоровья всем детям”.

“Оставьте последние пять домов ребенка в Московской области из 44 закрытых! Где-то детям надо получать реабилитацию”.

“У нас в Пушкино уже закрыли такой центр! Кому-то приглянулся, видимо, лакомый кусочек земли в отличном природном районе! Этих центров итак осталось очень мало! Оставьте их в покое! Вместо помощи им проще, конечно, закрыть! Подлюги! Требую не закрывать! И оставить остальные центры в покое! Многие сейчас на грани, не только во Фрязино. Имейте совесть, если только у вас там еще что-то живое осталось”.

“Нельзя закрывать такой эффективно работающий центр! Семьи, воспитывающие детей с ОВЗ, не самые финансово благополучные, у многих просто нет возможности получать платные услуги, а этот центр оказывал реальную бесплатную помощь. И специалисты там очень компетентные, на их подготовку уходит время и деньги, зачем разрушать то, что есть?”

“Реабилитация на базе поликлиник” не дает таких показателей у деток, какие были в доме ребенка!!!! 15 минут и занятия целый день - огромная разница. У простых семей нет по 200 тыс. и больше на реабилитацию, а в Малаховке можно пройти все по полису. Не лишайте детей полноценной жизни”.

“Полное вранье!!! Просто дербанят бюджет!! Зачем закрывать то, что и так отлично работает на благо людям!!???!! Всем детям с разными диагнозами предлагают ездить далеко на процедуры на час-два, когда это невозможно! В этом комплексе была полноценная помощь деткам как от врачей, так и от педагогов!! Люди! Все, что здесь пишут, - это капля в море того, что происходит на самом деле!! Персонал и детей просто выгоняют на улицу! Сегодня выдавали уведомления об увольнении, не показав никакого приказа! А люди работают там по очень много лет!”

“Коррекционный садик погоды нашим деткам не сделает! Педагоги-дефектологи, логопеды и психологи - это только часть того, что нужно особенным детишкам! А где массаж, ЛФК, психиатр, невролог, столь необходимые им? Правильно, в больницах! И надо очень постараться, чтоб к ним на прием попасть. И как часто они будут наших деток видеть? Хорошо еще, если раз в месяц, а то и раз в полгода. По несколько минут! Да ведь в том и уникальность реабилитационного центра на базе Люберецкого дома ребенка, что тот же самый невролог КАЖДЫЙ ДЕНЬ видит ребенка, наблюдает за ним. Вся динамика развития маленького пациента проходит на его глазах! И при необходимости сразу же можно что-то подкорректировать, какой-либо массаж или другие специальные процедуры провести. Понимаете, сразу же, как только появилась необходимость, а не тогда, когда удалось наконец на прием ко врачу попасть!”

Полина Самойлова, корреспондент "Солидарности"