Найти тему
Пограничный контроль

Презумпция зла как искажение этики

На прошлой неделе на очередной виток вышла дискуссия о том, что наши самые известные светлые силы опять ни с кем не хотят объединяться и только и делают, что провоцируют конфликты. Началось все, как вы, наверное, помните, с истории об уфимском пиарщике Ростиславе Мурзагулове, которого «команда Н.» считает (и вполне резонно) одним из своих противников, и которого зачем-то взял на работу МБХ.

Затем, не без участия все того же бывшего редактора радиостанции, в публичном пространстве появилось поручительство за Лилию, которое написал Ростислав, но о котором, как выяснилось, Лилия и понятия не имела, и которое ей вообще ничем не помогло. Потом внезапно обнаружилось, что структуры МБХ высылали Марии Певчих приглашение на свою очередную конференцию еще до всех скандалов. А после скандалов Мария сказала, что ничего не получала, да и если бы получала, то не поехала бы. Марию тут же заподозрили во лжи и фактически обвинили в том, что она и ее соратники спровоцировали этот скандал от имени Алексея только для того, чтобы опять ни с кем не объединяться.

Вот эти конкретные претензии, на мой взгляд, выглядят довольно странно – ведь Мария и вправду могла это письмо не получить. Пропустила, не поняла, откуда оно пришло, и удалила, или письмо попало в спам. Предположение же о том, что соратники Алексея без его ведома и разрешения вовсю орудуют в его личных соцсетях, вообще, по-моему, больше говорят о личности того, кто это предполагает. Этика этого предполагающего, очевидно, довольно серьезным образом искажена, и, судя по всему, то, что он предполагает, он считает вполне нормальным для самого себя. Вот он бы, наверняка, в подобной ситуации так бы и поступил – залез в соцсети руководителя, который лишен свободы, и принялся бы там хозяйничать, преследуя какие-то свои, сугубо личные интересы.

Pinterest
Pinterest

Судя по всему, ему трудно даже предположить, что интересы Марии и других соратников Алексея на самом деле могут полностью совпадать с интересами самого Алексея, что у них может быть вполне общая, четко проговоренная и сверенная друг с другом позиция по самым разным вопросам. Ведь они же, вполне очевидно, разговаривают друг с другом и находят способы обсудить важные вопросы даже в нынешней тяжелейшей ситуации. Но тот, кто предполагает действия соратников втайне от Алексея, как будто заранее уверен в их непорядочности, убежден в их нечистоплотности и стремлении навредить общему делу.

Еще год назад журналист Роман Супер назвал этот общественный феномен «презумпцией зла», и тогда же я писала, что он, несомненно, является порождением жестокой психологической травмы. Сейчас я думаю, что эта презумпция зла, конечно, является и следствием глубинного искажения этики – при котором люди просто не верят в благородство, честность и порядочность других людей. Этих качеств для них словно в природе не существует – они и в себе их не находят и не пользуются ими, и в других людях отрицают их наличие. Для них эти качества, как написал мой читатель в комментарии по схожему поводу, являются «сферическим конем в абсолютном вакууме» - чем-то бесконечно абстрактным и совершенно не применимым в реальной жизни.

Дорогие друзья, приглашаю вас в мой телеграм-канал «Слово радамса», где я комментирую новости и интересные факты из жизни нашего общества.