Найти тему

Лука Турин, Таня Санчез. Парфюмерный гид 2018

Как известно, память воскрешает всё, кроме запахов, и зато ничто так полно не воскрешает прошлого, как запах, когда-то связанный с ним...
Владимир Набоков

Эта книга является продолжением успешного гида "Perfumes: The A-Z Guide". Лука Турин по образованию является биофизиком, ну а по призванию они с Санчез (соавтором и женой) истинные ценители и строгие критики парфюмерии. Парфюмерные эксперты, ученые, исследователи. Мне было очень интересно читать их колкости в адрес распиаренных модных домов. В первом гиде, мне кажется, больше внимания было уделено конкретным духам, а в этом они прошлись по костям всей индустрии в целом.

Да, тема узкая, книгой заинтересуются, скорее всего, только ценители ароматов, но она написана настолько легко, иронично и профессионально, что будет по зубам любому читателю. Более того, неискушенных она может увлечь в новую страсть, разъяснить что откуда берется, с чем смешивается, что имитирует и почему столько стоит. Авторы оценивают более 1200 ароматов, массовых и нишевых – что-то да опознает и вспомнит практически каждый. Знаю людей, которые прочитав книгу, обижались на авторов за своих любимцев, или наоборот, светились фанатской гордостью (страшные люди эти фанаты, утратившие остатки иронии, но такая реакция подтверждает: к Турину прислушиваются).

Приведу несколько цитат:

Как духи делают сегодня? Допустим, вы миланский бренд дорогих и безрадостных сумок и хотите выпустить свой фирменный аромат, чтобы напомнить о себе покупателям и вдобавок заработать немного денег. Вы идете в большую компанию, например, в Givaudan или Firmenich. Там хорошо знакомы с такими заказчиками, как вы, обреченными – если только рак на горе не свистнет – вечно оставаться мелкой рыбешкой с соответствующими запросами, скажем, на какие-то 50 кг концентрата в год. Но вы, мелкий производитель сумок, требуете парфюмера с именем – ведь теперь они звезды, вы даже видели интервью с одним из них в бортовом журнале. Что ж, большая шишка милостиво уделит вам полчаса, а потом сплавит ваш аромат ассистенту или попросту снимет его с полки духов, отвергнутых предыдущими заказчиками. Вы получили свою звездную вонючку, в компании не потратили ни секунды своего времени, все довольны. Кажется, примерно так же работают знаменитые пластические хирурги, назначая себе по двенадцать операций в день – с пятиминутными интервалами. Они торжественно вплывают в операционную, тепло улыбаются вам глазами над маской, ласково с вами разговаривают и, едва подействует наркоз, тут же переходят к другому пациенту, оставляя вас на растерзание новичкам.

Baccarat Rouge 540 (Maison Francis Kurkdjian).
Американцам моего поколения Baccarat Rouge неизбежно напомнит Hawaiian Punch (газированный напиток со вкусом фруктового пунша), жидкий сахар в голубой банке. Остальным эта восточная композиция покажется чем-то фруктовым и липким, похожим на сироп, и уж точно не великим ароматом, которым себя считает. Версия Extrait не отличается ничем, кроме концентрации.

Black Orchid Eau de Toilette (Tom Ford).
В 2006 году, когда вышел Black Orchid, его громоздкий шоколадно-нафталиново-огуречный аккорд казался блестящим – вершиной мудреной, замысловатой парфюмерии. В наши дни он производит впечатление бессмысленного и старомодного.

Angel (Mugler). С вкусовыми подходами, вроде "шоколад нужно сочетать с ванилью", покончено. Фужерная нота дает ключ к разгадке этого редкой интеллигентности парфюма. Очень великий парфюм…

Всем интересного чтения и приятных ольфакторных открытий!

Библиотекарь отдела городского абонемента Зарина Якупова