Найти в Дзене
Катехон

Австралийские исследователи против «китайской угрозы»

Анализ эффективности китайской пропаганды в СМИ и Интернет-среде и противодействие ей со стороны Тихоокеанских стран.

Австралийский институт стратегической политики подготовил отчет «Стремление подорвать демократию и партнерские отношения», отражающий видение авторов на проводимую КНР политику в отношении островных государств Тихого океана, подрывающей взаимоотношения данных стран и навязывающей политическую повестку Коммунистической партии Китая (КПК).

Основное распространение своего влияния КНР ведет посредством онлайн-ресурсов и порталов в сети Интернет, а также через телевизионное и радиовещание, однако влияние это не изучено в должной степени. Австралия, США, Новая Зеландия, Япония, Великобритания и страны Евросоюза должны, как заявляют авторы, укреплять собственное медиапространство в целях конкурентного противостояния китайской информационной индустрии за счет набора и обучения перспективных журналистских кадров и расширенного финансирования СМИ. Необходимо также создавать экспертные группы, которые смогли бы своевременно выявлять дезинформацию и воздействия иностранных государств на СМИ.

Указано, что в 2021 г. после создания альянса Австралии, Великобритании и США AUKUS, нацеленного на поддержание мира и стабильности в Индо-Тихоокеанском регионе и противодействие растущей гегемонии КНР в Южно-Китайском море, КПК начала кампанию по дискредитации данной инициативы, однако антизападных настроений она не вызвала. Позже после вступления в силу Соглашения о Региональном всеобъемлющем экономическом партнерстве в 2022 г. о беспошлинной торговле между Китаем, странами АСЕАН, а также Японией, Кореей и т.д., КПК попыталась выступить с критикой западных волнений и настороженностей по поводу данного соглашения, но это слабо повлияло на общественное сознание и, скорее даже, увеличило количество негативных отзывов в сторону представителей КПК в Интернет-среде.

Также в июне 2022 г. проходил Форум тихоокеанских островов между Австралией, Вануату, Новой Зеландией, Ниуэ, Папуа — Новой Гвинеей, Самоа, Соломоновыми Островами, Тонга, Фиджи и др., где обсуждалось растущее стремление КНР к расширению связей с государствами региона. Попытки КПК тогда представить США и Австралию воинствующими колониалистами также не возымели успеха в местных репортажах. Публикации авторов, продвигающих позиции КПК в совместных изданиях КНР и островных государств Тихого океана, также не оказали глубокого влияния на информационную онлайн-среду.

Отдельно в докладе отмечается, что на островах Тихого океана КНР в целом желала бы создать такой регион, который бы экономически зависел от Китая, поддерживал его дипломатически, отстаивал политику «одного Китая» и подчинялся его интересам в ущерб отношениям с другими иностранными партнерами. С растущим влиянием Китая у КПК растет потенциал для вмешательства во внутреннюю политику других стран и их партнерские отношения вместе с влиянием на политические элиты и население, что позволяет КНР расширять таким образом свое присутствие в Тихоокеанском регионе.

Продвижение собственных нарративов Китаем с помощью медиа, СМИ и Интернета включает использование дезинформации и подачу китайской истории и политики «под правильным углом». КНР также стремится содействовать глобальному принятию норм, благоприятствующих ее авторитарной системе и политике, в ущерб существующим демократическим нормам и партнерским отношениям. Вероятнее всего, наиболее эффективные информационные кампании КПК создадут среду, которая будет более лояльна к проводимой КНР политике и в рамках которой со временем большая часть населения станет верить той лжи, которую распространяют партийно-государственные СМИ КНР, например, обвинения в том, что Австралия и США спровоцировали беспорядки на Соломоновых Островах в 2021 г., когда жители провинции Малаита поддержали США и Тайвань в ответ на отказ от признания последнего правительством Островов и настояли на проведении референдума об отделении, который официальное правительство признало незаконным, что и привело в итоге к стычкам с правительством.

Доступ КПК к информационной онлайн-среде Тихоокеанского региона можно разделить на три основных канала: партийно-государственные СМИ; дипломатическая работа и посольства КНР (и ретрансляция их высказываний через местные СМИ или через собственные учетные записи в социальных сетях); влияние КПК на издателей местных СМИ и журналистов. Важно отметить, что некоторые виды деятельности, проводимые по каждому из обозначенных каналов, являются обычной дипломатической практикой большинства стран, когда у них есть возможности и ресурсы для инвестирования в стратегические коммуникации и публичную дипломатию. Но когда, например, сообщения скоординировано распространяются в сети и подкрепляются незаконными действиями по давлению, влиянию, преследованию или продвижением информации из недостоверных источников или когда правительство преднамеренно проводит кампании по дезинформации, нацеленные против другой страны, такие действия выходят за рамки стандартной дипломатической практики. Подобная деятельность оказывает чрезмерно широкое негативное влияние и может быть охарактеризована, как прямое иностранное вмешательство, поскольку она носит вводящий в заблуждение и даже принудительный характер.

Государственные СМИ, контролируемые КПК, в последние годы развились, чтобы выйти за рамки ориентации на население Китая либо диаспору уехавших китайцев, сосредоточив внимание на всеобъемлющей работе над восприятием КНР в мире и продвижением положительного отношения к Китаю и его режиму. Партийно-государственные СМИ в настоящее время используются для оказания влияния на основные средства массовой информации в различных странах для поощрения экономического партнерства, подавления антикоммунистических движений и содействия «объединению» Тайваня с материковым Китаем. Китайские посольства и дипломаты также пользуются учетными записями «Facebook» и «Twitter», чтобы делиться информацией о тех или иных мероприятиях и распространять новости КПК, хотя количество их подписчиков обычно невелико.

Дипломаты также регулярно публикуют материалы в местных СМИ, через которые можно оказать поддержку КПК и через которые продвигаются идеи об исключительно положительных сторонах партнерских отношений с Китаем. В некоторых новостных агентствах такие заявления могут быть опубликованы как авторские статьи. В других случаях местные журналисты перепечатывают пресс-релизы или прямо цитируют заявления с дипломатических мероприятий и церемоний. Тем же занимаются и другие страны, например, Австралия и США, но нет никаких доказательств того, что заявления в западной прессе использовались когда-либо для намеренной дискредитации позиций других иностранных партнеров в Тихоокеанском регионе.

Также сообщается, что многим тихоокеанским СМИ китайские дипломаты предлагали финансовые и пр. поощрения в обмен на их обязательства придерживаться прокитайских позиций при редактуре материала, в то время как другие и вовсе сообщали о преследовании или прямых угрозах за неисполнение этих требований. Приводится в пример опубликованная история сотрудника издания в Папуа — Новой Гвинее, который рассказывает, что китайское посольство подкупало журналистов «Post Courier» и «The National» для мотивирования их отстаивать прокитайские позиции в прессе, после чего издания становились «марионеточной куклой» в руках КПК, которая посылала угрозы и шантажировала членов издательств.

С 2021 г. в своих онлайн-публикациях КПК преподносила дезинформацию относительно AUKUS, утверждая, например, что согласие Австралии на получение атомных подводных лодок является нарушением Договора Раротонга о безъядерной зоне в южной части Тихого океана и угрозой безопасности и процветанию странам тихоокеанских островов. КПК стремилась подорвать прочные отношения партнеров AUKUS с островными государствами, преувеличивая опасения по поводу угрозы ядерной безопасности, и добивалась собственной международной поддержки, дабы бросить вызов AUKUS на мировой арене. Партийно-государственные СМИ публиковали почти непрерывный поток статей, в которых AUKUS описывался как глобальная угроза безопасности в более чем 160 сообщениях в «Facebook» на страницах китайских государственных СМИ. Реакция населения тихоокеанских островов в сети на соглашения и договоренности в рамках AUKUS была сдержанной и в основном негативной по отношению к Китаю. То есть попытка КПК подорвать существующие партнерские отношения стран AUKUS с регионом, таким образом, имела ограниченное влияние на информационную онлайн-среду и не привела к желаемому сдвигу в сторону негативного отношения к партнерам AUKUS.

За трехнедельный период сбора данных, в который авторы статьи следили за партийно-государственными СМИ с 22 мая 2022 г., было обнаружено, что КПК опубликовала не менее 57 статей по тематике тихоокеанских островных государств, 23% которых были направлены на ухудшение партнерских отношений Запада с данным регионом, на критику сотрудничества Запада со странами Тихоокеанского региона, на попытки навешивания ярлыков на политику Австралии и США и сравнения оной с «менталитетом холодной войны» и на доказательство того, что их присутствие в регионе является нелегитимным. Еще в 5% статей утверждалось, что недавние поездки министра иностранных дел КНР Ван И в регион и заключенные в результате соглашения были свидетельством того, что Запад теряет власть на фоне Китая. Остальные статьи были сосредоточены на описании преимуществ отношений с Китаем, в основном не без критического сравнения и выпадов в сторону других стран.

Далее в отчете приводится схожее описание информационных кампаний Китая по продвижению собственных взглядов через СМИ и Интернет, что, как заключают авторы, дает всякий раз не слишком эффективный результат. Авторы доклада выступают с явных антикитайских позиций, подтверждая, впрочем, сказанное фактами, приводя свидетельства людей, сообщавших о негативном опыте работы с китайскими средствами массовой информации, или приводя в качестве статистики комментарии под интернет-публикациями китайских изданий и дипломатических аккаунтов в крупных социальных сетях, где большой процент пользователей настроен негативно по отношению к антизападной риторике правительства КНР. Издательство Австралийского института стратегической политики пытается отстаивать позиции Австралии и стран-партнеров тихоокеанского альянса перед «китайской угрозой», как это делает и сама КНР, но против западных стран.

Сами авторы доклада заключают: «Партнерам из Тихоокеанского региона необходимо усилить поддержку средств массовой информации и укрепить партнерские отношения, чтобы создать более сильную и устойчивую медиаиндустрию». Главной целью этого авторы делают борьбу с дезинформацией, подкупом и давлением на СМИ и созданием достойного конкурентного ответа Китаю. Сама КНР, продвигая политику «одного Китая», расширяя влияние на территории Южно-Китайского моря и Тихоокеанского региона и отказываясь сдержанно реагировать на любые критические замечания в адрес КПК, создает мощный информационный фронт за пределами самой страны, т.к. это позволяет свободная медиасфера западных стран, где китайским изданиям не могут запретить публиковаться, но могут противопоставить собственные средства информационной борьбы.