Найти в Дзене

Отражение политического процесса в России в современном православном сознании.

Вопрос об отражении действительности в православном религиозном сознании, всегда оставался и остается одним из важнейших при анализе современной социально-политической реальности России. Обуславливается это теми изменениями, какие произошли в политическом пространстве после распада Советского Союза и той ролью, какую стала играть православная церковь в современном обществе. При этом, следует отметить, независимо от различных, субъективных оценок данной организации, мы не можем не признавать факта влияния её на формирование политических представлений у последователей православия и их реализации через различные организации. Отсюда, вопрос о характере политических взглядов в современном православном религиозном сознании и степени его распространенности становится более, чем актуальным.

Религиозное сознание, как часть сознания общественного, всегда выполняло специфическую роль в формировании картины мира верующего человека. По своему содержанию, если рассматривать его в гегелевском понимании, оно представляет собой тип, в основе которого лежит саморефлексия в вере [1, с. 107], осознанное понимание верующим своей веры и расположением в ней четких социальных, в нашем случае, политических ориентиров. Религиозное сознание всегда включало следующие компоненты: самопонимание, понимание своей веры, саморефлексия в своей религиозности, отождествление с определенной общностью, рефлексия над своим положением, [2, с. 85] отношение к ценностям культуры той среды, где находится верующий человек. [3, с. 85]

Т.е., религиозное сознание очерчивало нравственно - ценностные ориентиры, благодаря которым индивид располагал себя в обществе. И благодаря которым, выстраивал свое понимание тех политических процессов, какие происходили вокруг него.

В истории, подобное можно увидеть в распространении православного учения о государстве, как естественном, богоустановленном, порядке, [4] где четко отмечается необходимость подчинения власти, которая соединяет людей в «состав общества». [5]

В ключе подобного учения прослеживается не только рефлексия над своим положением, но и отождествлением верующего с определенным обществом. Православный, считающий себя членом единой церкви, по факту своей принадлежности к этой мистической, в религиозном понимании, организации, уже встраивал себя в систему устроенного Богом миропорядка. Отсюда убежденность в особой роли царя, как помазанника Божьего, восприятия идеи Москвы, как третьего Рима и формулы «православие, самодержавие, народность». Идей, которые легко ложились, если не сказать больше, воплощали основные мировоззренческие координаты верующего общества тогдашней, дореволюционной России.

Подобные же тенденции можно наблюдать и в современной России. С распадом Советского Союза прослеживается рост интереса определенной части общества к своим религиозным традициям и православию. За прошедшие с этого момента годы, мы видим, как церковь стала не только частью общества, но и успешно включилась в политический процесс, происходящий в нашем государстве, участвуя в официальной политической жизни и формируя благоприятные образы современных реалий в сознании верующих.

Например, ознакомление с политическим мировоззрением современных прихожан, производимое автором данной статьи, показывает высокую степень симпатии их части к нынешнему президенту. При этом нередко обоснованием этому служит убежденность исповедования им православия и его принадлежность к церкви, в которой находятся сами прихожане.

Надо отметить: религиозная легитимация власти в России, играет ключевую роль в формировании боле-менее спокойного восприятия православными людьми политической жизни общества. Именно участие патриарха или епископата в официальной политике государства зачастую становится причиной лояльного отношения верующих к происходящим процессам. К этому можно добавить регулярное отслеживание РПЦ нестроений в обществе, в том числе связанных с введением ИНН, ассоциирующихся с «печатью антихриста» [6], электронной идентификаций личности [7] и тому подобное.

Указание на необходимость сотрудничества со светской властью [8], вновь начинает отражать дореволюционные принципы богоустановленности мирового порядка. Благодаря этому, религиозное сознание многих современных православных весьма успешно восприняло существующее политическое состояние, включив его в структуру своего мировоззрения. Православные люди не просто соглашаются с теми или иными политиками, они зачастую не отрицают участия в политическом процессе страны. Это находит свое отражение, например, во включенности многих в избирательный процесс.

Однако, говоря о подобных тенденциях в православном мире, не следует забывать и о другой стороне. Когда в среде верующих культивируется не толерантное отношение к миру политики, а наоборот, подчеркнуто воинственное, основанное на идеализированном восприятии монархии в её аксиологическом значении. (Говоря о воинственности, автор статьи не подразумевает радикальность или экстремизм, речь идет о внутреннем неприятии верующими людьми существующего политического порядка). В такой форме, религиозное сознание уже содержит в себе более четкие политические ориентиры. Они ярко выражены в убежденности необходимого восстановления монархической формы правления. «Главная цель, нашей деятельности- говорится на сайте Союза Православных Хоругвеносцев, - укрепление и распространение Православной Веры, восстановление Самодержавной Монархии, возрождение Русского Национального Самосознания и Имперского Российского Патриотизма на всей территории Российской Империи.» [9]

Православные монархисты сознательно рефлексируют к историческому прошлому России, с которым ассоциируют самих себя и свою религиозность. «Монархическая идеология на Руси окончательно созрела в признании всеми поместными православными Церквами русского Великого Князя, - пишет М. Назаров, - Царем особо поминаемого во время богослужения во всех странах, то есть покровителя всего вселенского Православия». [10] «Священное Писание, творения святых отцов, история, догматические и канонические постановления Церкви, - отмечает Т. Борознец, - убедительно свидетельствуют, что для православного богословия монархия – это не частный, маргинальный, исторически обусловленный вопрос, но чрезвычайно важная и потому неотъемлемая тема вероучения Церкви… Поэтому быть православным значит быть монархистом.» [11]

Можно предположить: в отличие от рядовых верующих, располагающих политику в системе ценностей своего сознания не на первом месте, приверженцы подобных взглядов, встраивают восприятие политического процесса в структуру своего религиозного сознания как необходимый элемент их картины мира. Позволяющий не только связать самих себя с прошлым нашего государства и православия, но и создавая прочную основу христианизированной, не редко негативной оценки современного состояния общества.

Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно отметить, в рамках современного православного религиозного сознания наблюдаются две основные тенденции восприятия динамичного измерения политической жизни. Первая: это умеренное понимание политического процесса, основанного на социальной концепции РПЦ и её стремлении к сотрудничеству с государством. Вторая: восприятие его через призму оценки с позиции необходимости восстановления монархии и возврата к данной форме правления.

Отдельно, следует упомянуть умеренный монархизм, который сознательно не рассматривался автором данной статьи, так как его можно отнести к первой тенденции восприятия политического процесса, по причине понимания его приверженцев невозможности возврата к старой, дореволюционной, форме правления. И акцентировании внимания на христианском образе жизни не зависимо от политического устройства государства. [12, 13]

СТАВЬТЕ ЛАЙКИ И ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ.

ПРЕДЛАГАЙТЕ ТЕМЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ (ТОЛЬКО ОТДЕЛЬНЫМ КОММЕНТАРИЕМ).

Литература:

1. Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии религии /Гегель Г.В.Ф. Философия религии.В 2-х тт. Под ред. А.В. Гулыги. - М., 1975. Т.1.107с.

2. Коллинз Р. Социологическая интуиция: Введение в неочевидную социологию. Пер. с англ. В.Ф. Анурина / Личностно-ориентированная социология. - М., 2004. 85 с.

3. Там же

4. Государственное учение Филарета митрополита Московского [Электронный ресурс] URL: https://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskovskij/gosudarstvennoe-uchenie/ (дата обращения 11.11.2017).

5. Там же

6. Размышления священника. ИНН печать антихриста – или обычный номер? [Электронный ресурс] URL: http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_3995/ (дата обращения 12.11.2017).

7. Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на открытии III Рождественских Парламентских встреч [Электронный ресурс] URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3960558.html (дата обращения 11.11.2017).

8. Святейший Патриарх Кирилл: Равноправное сотрудничество — оптимальная и наиболее эффективная модель отношений Церкви с общественными объединениями и светской властью [Электронный ресурс] URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/3978073.html (дата обращения 13.11.2017).

9. О Союзе Православных Хоругвеносцев [Электронный ресурс] URL: http://pycckie.org/info/index.shtml (дата обращения 14.11.2017).

10. М.Назаров Смысл и истоки монархии. [Электронный ресурс] URL: http://apocalypse.orthodoxy.ru/secret/25_1.htm (дата обращения 11.11.2017).

11. Т.Борознец Православный – это монархист. [Электронный ресурс] URL: http://pravlife.org/content/pravoslavnyy-eto-monarhist (дата обращения 12.11.2017).

12. Православие и политика. [Электронный ресурс] URL: http://fryazino-hram.ru/poleznye-stati/pravoslavie-i-politika/ (дата обращения 14.11.2017).

13. А.М. Маллер Православие не значит монархия.[Электронный ресурс] URL: http://orthoview.ru/pravoslavie-ne-znachit-monarxiya/ (дата обращения 13.11.2017).