Давным-давно я учился на кафедре Фотожурналистики Журфака МГУ и удивлялся, что с нами учились девочки, снаряженные по последнему слову техники тех времен: топовые полнокадровые зеркалки, топовые объективы и вспышки, часто при этом имея лишь базовые знания о фото и не собираясь работать фотожурналистами или фотокорреспондентами. Вообще очень не многие остались в профессии, а девушек и того меньше, но это были интересные наблюдения.
Потом, когда я уже сам начал читать лекции на Журфаке или просто на выставках и мероприятиях, у меня в основном спрашивали не про саму фотографию, не про философию, а про то, на какую камеру я это снял или какой объектив у меня при этом был надет. Часто слушатели кивали головой и приговаривали: ну да, с такой техникой можно так снимать.
Прошло время и на свои съемки я чаще всего стал брать легкие камеры с "кропнутой" матрицей, такие как Olympus и Fujifilm, а потом и вовсе перешел на них, оставив полнокадровые зеркалки в прошлом. Из топовых камер с полным кадром у меня разве что Sony A7 Mark IV, а все остальные - кропы, включая профессиональную рабочую машинку Olympus E-M1X, с которой я побывал у Черта на рогах и привез кадры.
Но я хочу рассказать об одном случае, который заставил задуматься даже меня, хотя тогда я уже снимал не на топовые камеры и не всегда на зеркалки с полным кадром. Случилось это после того, как знакомый фотограф и журналист из США приехал в Россию и мы вместе отправились путешествовать, а я увидел, как он снимает.
Крис Коллард - довольно известный overland-журналист, экс главный редактор журнала Overland Journal и Expedition Portal, участник многих автомобильных мероприятий, экспедиций и соревнований, официальный фотограф JEEP, на минуточку, да и вообще очень классный человек. Учитывая изложенное, Крис может позволить себе купить самые топовые "Лайки", к ним добавить "Хассели" и с этим всем ехать в свои путешествия, но он этого не делает...
В Россию он приехал с двумя Canon 7D и "китовыми" объективами. Сказать, что я был удивлен - не сказать ничего. Вопросы о технике я задал ему намного позже, сдерживая свои эмоции и наблюдая, как Крис и что фотографирует. Это вообще хорошая практика наблюдать, как и что фотографируют другие люди, особенно хорошие фотографы. В двух словах, его ответ прозвучал так:
Майк, мы же тут не рекламную съемку делаем, а фотографии не будут печататься на рекламных плакатах. Главное - это удобство работы и экономическая целесообразность. Поэтому я предпочитаю простые и дешевые камеры, но которые дают хороший и прогнозируемый результат, а дорогие камеры оставим для студий и коммерческих съемок, потому что упасть с ней в овраг означает потерять все, что ты с ее помощью заработал, потому что придется купить новую.
Смысл его слов я понял позже, когда не просто видел, как Крис не боясь испачкаться залезает всюду, ложится в пыль и грязь, ползает и бегает, а творит по-настоящему полный трэш. Например, он залезал вместе с камерой вслед за девушкой, пекущей хлеб в тандыре, когда она лепила тесто изнутри на стенки. Представили!? Там угли, жара, девушка ныряет на секунду и Крис вместе с ней, держа камеру в нижней точке, чтобы сделать кадр снизу вверх. Оплавился пластик и резина!? Да Черт с ними, главное - кадр получился клевый. Вот такая философия. И это не один раз, а постоянно на грани.
Главное, это отличный пример и повод начинающим фотографам задуматься: нужно ли им копить на дорогущую топовую камеру, чтобы потом учиться снимать или поехать в путешествие, или приобрести подержанную или новую камеру попроще и не бояться за нее!? Банально потому, что фотографии не надо будет продавать на рекламные плакаты, а для интернета и печати хватит любой более-менее хорошей камеры, даже если ей уже не один год.
Ну и в завершение один урок от меня. Я вот гоняюсь за новыми функциями камер. Не за всеми, конечно, но приобретаю камеры, которые соответствуют моим требованиям и пожеланиям. Так вот, когда такая камера падает во время съемки, как это было с моим дорогим объективом или ее крадут, как это было в Венеции с моим, тогда одним из первых в России Canon 5D Mark III, это реально больно. Волей-неволей думаешь, может надо было попроще камеру то с собой брать...