ГЛАВА V. ИССЛЕДОВАНИЯ И РАССУЖДЕНИЯ О ПРАВДЕ И ИСТИНЕ
ГЛАВА II. ОБ ИСТИНЕ
1. Об истине.
Истина - это свойство добродетельной жизни. Говорить истину
- это долг каждого человека, и он обязан это делать как перед самим собой, так и перед родными
и окружающими его людьми. Тот, кто говорит истину, оказывает честь прежде всего себе, а затем тому, кто его слышит. Тот, кто говорит истину ближнему своему, тот
воздает своему ближнему должную честь. Ибо тот, кто слышит, как это логично, имеет право, если он спрашивает, узнать истину.
Истина украшает того, кто ее исповедует. Она совершенствует его в добродетели, потому что истина есть совершенство добродетели. Истина приравнивает того, кто ее исповедует, к Богу, Который есть абсолютная Истина. Истина есть надежное понимание бытия. Бог истинен, потому что Он есть свет, истина и жизнь. Так же как познание истины есть познание Бога, истинно существующего. Кто говорит истину, тот «пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4,16).
Златоуст говорит: «Нет ничего более очевидного и более могущественного, чем истина,
так же как нет ничего более бессильного, чем ложь. Истина стоит обнаженной
перед теми, кто хочет рассмотреть ее со всех сторон, она не желает быть скрытой, и нет ничего более сильного, чем истина.
Она не боится опасности и не содрогается от угроз».
Климент Александрийский говорит: «Истина - одна, и сила добродетели - одна
. Один есть путь истины, Господь наш Иисус Христос. Через Господа
Иисуса Христа мы возносимся к Отцу и становимся сынами Божьими. Истина ведет к совершенной и точной добродетели. Истина - это наукад обродетели, а знакомство с добродетелью - наука об истине. Истина, с ее добродетелью, поддерживает здоровье души и охраняет ее нравственную бодрость. Истина- это врожденное знание Божественного и горячее стремление к Богу».
2. Образ истинного человека
Кто творит истину, тот человек добродетельный, честный, добрый, справедливый, у него чистое сердце и нелживые уста. Он не притворяется, он мужественно исповедует истину. Он не претендует на добродетель и не обладает только видимостью трезвости, но он действительно добродетелен и трезв и справедливо стремится к праведности.
Кто верит в истину, тот любит истину и борется за нее до самой смерти. Его сердце сильно жаждет, чтобы истина восторжествовала. Истинный [человек] благочестив, боится, уважает Бога и соблюдает Его закон. Доброта его сердца сильно выгравирована на его лице. Как судья, он награждает справедливостью того, кто ею владеет. Он судит со страхом Божиим и ищет истину. Каждое слово, которое исходит из его уст, является праведным.
В его устах всегда закон истины, и на устах его не бывает несправедливости. Его совесть не расходится с его словами, а разум мыслит здраво. В нем живет Дух Божий и перст Божий ведет его. Пути его прямые пред Господом и Богом его. Он радуется правде и скорбит из-за несправедливости. Истина научила его искусству, благоразумию и знаниям. Душа его чиста, покорна истине, но не лицемерна, его дружелюбие проявляется в любви к ближнему. Он показывает себя истинным христианином, и для всех является образцом и примером нравственного совершенства. Плод духа проявляется в нем со всей благостью, праведностью и истиной.
Он препоясан истиной, носит щит правды, ноги его ходят по слову Евангелия мира, он все совершает, имея веру своим щитом, принимая награду спасения, принимая меч духовный и как истинный воин Христов, он борется за Царство Божие. Он известен своей ревностью и трудится ради истины «в духе кротости» (1 Цар. гл. 21). Но он живет по-Божьи, и всем своим поведением видно, что он оправдан Богом. Он делает все во имя славы Божией, чтобы угодить Богу и обрести у Него благоволение.
Все смотрят на него, и все жаждут дружбы с ним. Он христианин не по внешности, а по духу. Он понял свое призвание, уверенно изучает его и выбирает то, что ему нужно, чтобы стать подлинным наследником Небесного Царства. Венец правды будет дан ему в день воздаяния.
3. О лжи.
«Ложь — это разновидность фантазии, создающая в сознании впечатление, будто несуществующее существует» (Григорий Нисский.)
Ложь — это исчадие заблудшей души и затемненного разума. Ложь означает отчуждение от Бога, войну против истины и вражду против справедливости. Ложь - это тьма, но она выходит из темных пещер Аида и просит покрыть землю, чтобы лучи истины не освещали ее обитателей. Она собирает тучи, чтобы покрыть ясное небо своих обитателей, но свет истины растворяет и рассеивает их. И поэтому свет кажется ярким и радостным. Нет ничего слабее лжи, как нет ничего сильнее истины.
Златоуст говорит: «Истина сильна, ложь слаба. Потому что правда, даже слабых показывает блестательными. Но ложь, даже если она с сильными, доказывает их слабость».
А Кирилл Александрийский говорит: «Он ложно мыслит, потому что сам по себе слаб и часто украшает себя притворной красотой, как это делают распутные женщины».
Как истина есть знание, мудрость и благоразумие, так и ложь есть невежество, глупость и безрассудство. Ложь рождает в сердце печаль и смятение, приносит бесчестие и позорит тех, у кого она постоянно на устах. Она многогранна и разнообразна. Ложь и обман - соседи по комнате. За ними следуют несправедливость и убийства. Заместо "да" у них нолучается "нет", а вместо "нет" - "да". [Для них] свет — это тьма, а тьма — это свет. Она называет праведного неправедным, а неправедного праведным, тем самым нарушая заповеди закона Божия. Ложь приносит царство зла. Ложь действует. Дьявол и клевета очень помогают ей.Она бесчестна и несчастна, ее все ненавидят, и люди смотрят на нее с отвращением. Они ненавидят ее и отворачиваются от нее, как порождения зла.
4. Образ ложного человека
Лжец – это злой, нечестивый, лживый, порочный и продажный человек. У него злая душа и сердце его любит ложь, руководствуется заблуждением и порабощено греху. Он нарушает Божий закон и ненавидит истину. Он весь день поучается в несправедливости и беззаконии и имя Божие не прославляется в его словах. Его затуманенный разум мыслит нечестиво и выдумывает ложь, чтобы противостоять истине. Он называет свет тьмой, а тьму светом, праведного неправедным и неправедного праведным, с целью обидеть ближнего. Стыд отсутствует на его лице, и всякая застенчивость покинула его. Пока раскрывается его ложь, он не стыдится, пока его проверяют на лживость, он не краснеет. Он обещает что угодно своему ближнему и в конце концов отказывается от своих обещаний. То, что сегодня он исповедует как истину, завтра утверждает как ложь, что вчера осуждал как несправедливость, сегодня поддерживает как справедливость.
Лжеца все ненавидят, все его отвергают, никто не ищет дружбы с ним, к нему все относятся с ненавистью, ему никто не доверяет. Пока он живет в обществе людей, он остается одиноким от друзей. Дороги, по которым он идет, порочны и его шаги ведут его к гибели. Он отошёл от пути Божия, от самого Бога, а также и Бог от него.
Лжец проводит свою жизнь в горечи, потому что ложь ежедневно насыщает его печалями. Со злыми духами и нищетой он идет к концу своей жизни и растрачивает свою жизнь в нищете. Его никто не жалеет, никто ему не помогает, потому что, когда он страдает, его никто не спасает, а когда он говорит правду, ему никто не верит. Лжец становится жертвой лжи и умирает жалкой смертью из-за лжи.
5. О клевете.
Клевета — это ложное обвинение, очернение, злословие. О клевете философ Клеанф говорит следующее: «Нет большего преступления, чем клевета. Потому что он [клеветник] тайно обманывает того, кто был в нем уверен, что знает его, и возбуждает ненависть к тому, кто не несет ответственности». Менандрос же говорит о клевете следующее: «Кто быстро верит клевете, тот либо поступает нечестиво, либо имеет мнение неразумного дитя. Нет ничего более болезненного, чем клевета, потому что за ошибку, совершенную другим, другой вынужден нести обвинение».
Фукидид же говорит: «Неразумно подвергать других клевете и соглашаться слушать их». Геродот говорит: «клевета есть великое страдание. В этом случае есть двое обидчиков, а один - обиженный; ибо тот, кто упрекает, обвиняет
того, кто не присутствует, обижает того, кто не присутствует; другой же несправедлив, потому что меняет свое мнение прежде, чем узнает истину наверняка. Поэтому тот, кого обижают во всем этом, отсутствует при разговоре, и обвиняется другим во зле».
Филон говорит, что: «клеветники есть те, кто делает людей несчастными клеветническиии замыслами. Так они всячески отгоняют Божественную благодать, ненавидят Бога и губят счастье». Гиппий говорит: «Клевета — страшная вещь и более преступная, чем богохульство. Оскорбление является более справедливым, потому что оно не скрытое».
Максим Исповедник говорит: «не смейте думать, что те, которые доносят до вас клевету благоволят вам, но отталкивайте их, как ядовитых змей». Божественный Златоуст говорит о клеветниках следующее: «Кто клевещет ближнего своего, тот как бы ест мясо брата, потому что он сперва уязвил его гордость, а потом успел сделать ему тысячу других зол клеветническими словами».
6. О лукавом человеке.
Божественный Златоуст говорит о лукавстве следующее: «Посмотри сюда на светлую Евангельскую заповедь, ибо она говорит молиться, чтобы не впасть в искушение, а при этом искушении ничто не может сравниться с попаданием в руки лукавого человека. Это опаснее зверя, потому что зверь представляется таковым. Однако лукавый часто прикрывается, прячется и делает засаду более опасной, так что заблуждающийся буквально падает в пропасть, ничем не предохраняясь. Не будет преувеличением, если кто-нибудь скажет, что уста, которые вредят добродетели и ведут к пороку, являются лукавыми».
Василий Великий также говорит о лукавстве: «Лукавство есть зло, которое совершается тайно и притворяется, что предлагает ближнему лучшее».
Святой Никита Стифат так говорит о лукавстве: «Уста человека, имеющего лукавство, говорят неправедно, и язык его лжив, но он, как змея имеет язык и несет смертоносный яд. Всякий стремящийся к Богу и ходящий по воле Его отвращает свою душу от таковых, потому что они по причине лукавого сердца и неразумности души доносят до людей вредные слухи».
Да сохранит нас Господь от людей несправедливых и лукавых.
7. Об осуждении
Осуждение - это значит судить и осуждать того, кто грешит. Григорий Богослов говорит, что: «Ничто так не приятно людям, как осуждение поступков других».
А Златоуст сказал: «Осуждение, грубо выплескиваемое ниспровергает и потопляет души».
Апостол Павел дает понять всем, что тот, кто осуждает, не раскаивается. Ибо тот, кто осуждает другого, как будто осуждает самого себя, потому что сам поступает так же. Так подумай, человек, ты делаешь то, что делают другие, и обвиняешь их, неужели ты думаешь, что избежишь Божьего суда? Каждый понесет свое бремя.
Вот почему Златоуст увещевает нас, говоря: «Итак, не будем сами себе горькими судьями, чтобы и нам не быть привлеченными к ответственности, ибо мы имеем большие грехи, требующие прощения. Поэтому мы должны больше миловать тех, кто сильно грешит, чтобы и мы могли просить милости для себя, хотя, сколько бы мы не были добры, мы никогда не окажем столько милосердия, сколько нужно от человеколюбивого Бога. Ибо кто строг с ближним своим, тот тем более получит строгость от Бога».
И Господь повелевает, говоря: «не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоём глазе не чувствуешь?» (Мф.7,1-3).
8. О злоречии
Злоречие - это сквернословие, ругань, злословие. Злоречивый злобен, склонен к насмешкам, оскорблениям и обвинениям, у него грязное сердце, извращенный дух и лукавая душа. То же и с устами его, язык же его лжив, уста его нечестивы, слова его неправедны. Он выступает в качестве строгого судьи по отношению к своему брату, критикует его, не позволяя ему просить прощения. Безжалостно и беспощадно нападает он на него и произносит его осуждение. Убийца ничем не отличается злоречивого, ибо первый отнимает жизнь, а второй - честь, которая является основой жизни.
9. О злословящих и злословии
Злословие - это обвинение, осуждение. Тот, кто обговаривает и обвиняет своего ближнего, является злословящим. Василий Великий говорит: «не прилично говорить о брате, когда его нет, с намерением оклеветать его, даже если сказанное является правдой». Брат Господень Иаков назидает нас следующим образом: «не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья. Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?» (Иак.4, 11-12).
"Злословящий пожирает со злословием плоть братьев" (Патерик).
Василий Великий считает, что и злословящий, и тот, кто его слушает, достойны отлучения. «Если кто-нибудь найдется злословящим кого-то и кто-то, слушая злосовящего, не обличает его, да будет отлучен вместе с ним».
Злословие отнимает у человека честь, как убийство отнимает жизнь. И оба одинаково являются убийцами.
10. О клевете и клеветниках
Клевета – это ложное обвинение. Клеветник — лжец. А кто-то мудрый говорит: «Не считай никого другого лжецом, кроме клеветника. Потому что ложь ничем не отличается от клеветы».
И древние, и нынешние [люди] называют клеветником и того, кто злословит, и того, кто предает.
Несомненно, что клевету придумал дьявол. Язык клеветника подобен яду скорпиона. Клеветник непреклонен в своем деле. Даже правители призываются умыть руки от клеветы. Клеветник выдумывает ложь и все разрушает: «Да истребит Господь все уста лживые» (Пс.11,4). Язык клеветника ненавидит истину. Клевета охватила молодых и старых, правителей и сильных мира сего. Тем более процветает его дело, тем более радуется клеветник.
Переводы данного труда имеют авторское право, не могут нигде публиковаться без согласия переводчика.
Если статья Вам понравилась, сделайте ее репост, перешлите Вашим друзьям и знакомым. Поставьте нравиться и подписывайтесь на канал!