Иногда окружающая нас действительность состоит из таких парадоксов, объяснить которые с точки зрения логики не представляется возможным. И вот об одном из таких парадоксов хотелось бы сегодня поговорить. Как вы уже поняли из заголовка, речь пойдёт о звуке в современном кино(и не только кино). WEBRip,WEB-DL,WEB-DLRip,BDRip,Blu-Ray,Blu-Ray Remux,HDTV,DVD,HDTVRip,IPTV,SATRip…многообразие форматов, в которых можно скачать фильмы и другой видеоконтент, человека неподготовленного может свести с ума. Однако цели провести ликбез для непосвящённых я не ставил. Тот, кто во главу угла ставит качество изображения и так знает, в каком формате "картинка" будет выглядеть наиболее выигрышной. А остальные ориентируются чаще всего на то, сколько мега или гигабайт "весит" файл. Понятно что максимальное качество это Blu-Ray 2K(HD) или 4К(UHD), но скачивать такие объёмные файлы имеет смысл если фильм или музыкальную программу вы хотите сохранить в своей AV- коллекции и, в последующем, неоднократно пересматривать. А для одноразового просмотра достаточно рипа 720р или 1080. А в случае с сериалами так и чего попроще. "Мыло" можно и с "замыленной" картинкой смотреть (извиняюсь за каламбур'с). И, кстати говоря, вот в случае с "попроще" проблем со звуком то как раз нет. Во всяком случае чаще всего нет. А вот при выборе более качественного рипа проблема нередко проявляется и выражается в количественном дефиците звука. То есть, если по-простому, в недостаточной громкости звуковой дорожки, когда даже на максимуме звук слишком тихий для полноценного восприятия.
Почему так? Честно отвечу - не знаю. И даже нет ни единого предположения на этот счёт. Поэтому хочу обратиться с данным вопросом к читателям канала: если кто-то из вас, друзья, владеет любой информацией по данному вопросу, то не сочтите за труд поделиться ею с остальными в комментариях.
Так уж сложилось в течении последних нескольких лет, что я фильмы чаще всего смотрю в наушниках. Даже тогда, когда дома никого нет и, соответственно, звучание колонок на любой громкости никому помешать не может. Может мне лень помимо медиаплеера каждый раз включать ещё и усилитель? Отчасти так, но главная причина всё же в другом. В наушниках тебя ничто не отвлекает и поэтому такой способ просмотра лично мне обеспечивает более глубокое погружение в происходящее на экране. Но даже в наушниках звук порой настолько тихий, что приходится едва ли не по губам читать, чтобы понять, что говорит тот или иной персонаж.
Примерно в такой ситуации я оказался несколько дней назад, когда скачал широко разрекламированный фильм Николая Лебедева "Нюрнберг". К самому фильму вопросов нет - неожиданно он оказался очень даже неплох (по нынешним меркам). Но вот звук... Даже на максимуме громкости всё так, как я сказал выше: половину слов не разобрать - хоть действительно учись читать по губам. Однако решение проблемы я всё же нашёл. На самом деле оно, можно сказать, лежало на поверхности, но вот додумался я до этого лишь теперь. Дело в том, что последние годы для кино я использовал недорогие и достаточно простенькие наушники Philips SHP2500. Они и сейчас в любом магазине сети ДНС есть. И цена смешная - см. скрин:
Но это не реклама. Рекламировать достаточно посредственные наушники, главным плюсом которых является длина соединительного кабеля(6м.) - бессмысленно. Хотя для кино их возможности вполне. Да и музыку фоном послушать можно. Но дело в другом. В технических параметрах. Сопротивление 32 Ом., а чувствительность - 95дб. Во всяком случае такие цифры указаны на коробке. Но я ещё месяца полтора назад, когда тестировал как себя ведёт усилитель AudioLab 9000A с различными наушниками, обратил внимание что среди трёх испытуемых (помимо Philips в тесте участвовали Sennheiser HD515 и AudioTechnica ATH-M50x), "Филипсы" оказались самыми тихими. Технические параметры у HD515/ATH-M50x - импеданс 50/32 Ом, чувствительность 108/99 дБ соответственно. "Зенхи" я тревожить в этот раз не стал: вместо Philips подключил к медиаплееру ATH-M50x. И... всё стало замечательно: громкость даже пришлось немного убавить. То есть при равном импедансе получилось что разница лишь в чувствительности и, на первый взгляд, небольшая. Но это в теории. А на практике разница оказалась огромной. Правда пришлось использовать удлинитель. ATH-M50x шестиметрового кабеля не имеют, а штатного 3-х метрового от медиаплеера до моей точки прослушивания было недостаточно. При этом AudioTechnica менее комфортны при длительном использовании - дешёвые "Филипсы" в этом плане всё же удобнее.
Однако даже с более чувствительными наушниками проблема не решается полностью. А при использовании усилителя и АС- тем более. Ручки громкости на усилителях (и на ламповом и на транзисторном) тоже приходится выворачивать едва ли не на максимум. И это при том, что мощность усилителей вполне достаточная, а чувствительность используемых АС (91 и 95 дБ) куда выше средней. Так что проблема с уровнем громкости у современных рипов самая что ни на есть реальная. Или я преувеличиваю?
P. S. К фильмам на DVD/Blu-Ray дисках, равно как и к их виртуальным образам, всё вышеизложенное отношения не имеет. У таких релизов со звуком всё в порядке.