Найти тему
Anton Morev / Photography

Забытая реликвия Сибири

Церковь Рождества Христова в деревне Кугаева, Тобольский район
Церковь Рождества Христова в деревне Кугаева, Тобольский район

В конце марта фотограф и художественный руководитель Studio Centre Антон Морев отправился в Тобольский район на левый берег Иртыша, где более двухсот лет стоит великолепная каменная Церковь Рождества Христова. Когда-то это был центр притяжения верующих со всех окрестных деревень и сел, место силы Левобережья. Сегодня храм находится в статусе бесхозного объекта. Его удалось спасти от полного разрушения только благодаря усилиям неравнодушных людей.
Цель поездки - оцифровать уникальную масштабную фреску Страшного Суда, которая написана на внутренней стене храма. Эта роспись - шедевр иконописи 19-го века. Она дошла до нас несмотря на революцию, богоборческое время, нищету и запустение 90-х. Но с каждым годом ее состояние ухудшается, под натиском времени исчезают целые куски изображения. Мы, команда Studio Centre, посчитали своим долгом сохранить ее изображение для будущих поколений и сделать качественную крупноформатную фотографию. На основе которой в дальнейшем будет написана икона для тюменского Свято-Троицкого монастыря. Подробнее в нашей большой статье.

На левый берег Иртыша летом можно попасть только через паромную переправу, которая расположена в старой «подгорной» части Тобольска. Зимой на ее месте организуют зимник. За окном середина марта, температура днем стабильно держится выше нуля, и машины едут по снежному насту уже по бампер в воде, а тоннаж ограничен до пяти тонн. Успели в последний момент. Еще неделя и движение было бы закрыто. Наш путь лежит в деревню Кугаево - старинное село основанное еще в 1610 году. Оно стоит в 27 километрах от Тобольска на север по Старому Уватскому тракту.

По правую сторону реки над переправой величественно возвышается Тобольский яр, на нем уже более трехсот лет стоит белокаменная крепость. Солнце отражается от стен архитектурного ансамбля Тобольского кремля и бликует в голубо-золотых маковках Софийского собора. У подножия яра раскинулся старый Тобольск. Деревянные домики с подворьями, православные храмы и часовни, тающий под натиском ранней весны снег. Пейзаж кисти Саврасова, не иначе. Если бы не асфальтированные дороги и линии электропередач, то сложно с ходу определить какой на дворе век. И если на правом берегу Иртыша мы бегло смогли насчитать более десяти каменных церквей, и это только в старом городе, то на левом берегу стоит всего одна - Церковь Рождества Христова в деревне Кугаева.

Церковь Рождества Христова. 1806 год
Церковь Рождества Христова. 1806 год

Стоит уже более двухсот лет. Ее возведение закончилось в 1806 году. Когда-то она имела богатый приход. Церковь посещали более четырех тысяч человек. Сюда на службы стекались верующие со всех окрестных деревень, что позволяло содержать ее в идеальном порядке и иметь аж 5 колоколов, самый большой из которых весил под полтонны. Но затем случилась революция.

«В июне 1937 года в "Тобольской правде" некто Вторушин сокрушался, что Бронниковская и Кугаевская церковь до сих пор открыты для прихожан, а попы ведут активную работу среди колхозников. Через несколько дней в Кугаево прикатили веселые ребята — комсомольцы. Подцепили цепь к золотым крестам и машиной своротили их. После этого началось "изъятие ценностей"», — рассказывает историк, преподаватель Тобольского педагогического института Евгений Панишев, который пытается привлечь внимание к судьбе приходящего в упадок храма.

В том же году в Тобольском тюремном замке были расстреляны священники Кугаевской церкви отец Николай (Дмитриев) и отец Вениамин (Добромыслов). С тех пор храм осиротел, иконы и ценные реликвии были переданы государству, иначе говоря, разграблены. В разные годы она эксплуатировалась как колхозный архив, зернохранилище, клуб и склад. В девяностые после распада СССР все храмы города и района были возвращены своему законному хозяину – Тобольской епархии, но Рождественская церковь, по всей видимости, интереса для нее не представляет. Так и стоит она в гордом одиночестве, погруженная в молчаливое ожидание лучших времен на фоне щемящего сердце пейзажа сибирской глубинки.

Добраться до нее несложно, но нужно учитывать, что преодолев переправу и свернув с трассы после указательного знака «Деревня Кугаева. Основана в 1610 году» еще около 5 километров придется ехать плюс-минус по бездорожью. Летом и зимой большой проблемы нет, а вот весной проехать получится только на специализированной технике. От трассы до деревни вас почетным караулом проводит свора деревенских псов, и лучше в это время находиться в машине.

Впрочем и деревней то Кугаева сегодня можно назвать только с большой натяжкой - три двора с пристройками, старые опоры ЛЭП вдоль дороги, красавица церковь с одинокой сосной у южной стены - вот и все село. И проживают тут только три человека - братья Чарковы. Игорь, Владимир и Александр. Они хранители ключей от храма. Защищают церковь от разграбления и по мере возможности ведут там реставрационные работы. Мы встретили их сразу на въезде в деревню. Братья удивленно взирали на наш залитый грязью автомобиль, медленно ползущий сквозь весеннюю распутицу под оглушительный собачий лай.

- Здесь только мы втроем остались. Был еще один брат, но он устроился на работу и переехал в большой город, а спустя несколько лет помер. А мы остались - рассказал один из братьев. Все трое как на подбор - высокие, крепкие, с волевыми лицами и внимательными взглядами.

- И что даже женщин у вас тут нет? - удивился я.

- Нет, женщин тут нет. Да и кто сюда поедет? - смущенно улыбнулись братья.

«Живут прям как монахи» - подумал я. - Мы приехали из Тюмени, чтобы сфотографировать фреску Страшного Суда, а после написать икону, взяв изображение фрески за основу. Нас благословил настоятель Свято-Троицкого монастыря отец Зосима.

- Да, мы с ними знакомы, он здесь бывал. Вы вовремя приехали. Через пару дней дорогу окончательно развезет, и будем сидеть месяц ждать пока не подсохнет. Так что нам еще нужно успеть в соседнюю деревню за продуктами.

Один из братьев сходил за ключом, и мы, по колено утопая в глазированном мартовском снегу, медленно пошли ко входу в храм.

Церковь Рождества Христова производит умиротворяющее впечатление. В душе наступает тишина, как только видишь рыжий кирпич ее могучих стен, изящные арки окон и порталов, крытые жестью купола без крестов. Даже будучи бесхозной выглядит церковь вполне ухоженной. На первых этажах неравнодушные люди вставили окна, на входе висит табличка с названием и датой постройки, крепкая входная дверь. Внутри тоже все прибрано насколько это возможно с учетом постоянной вялотекущей стройки. На земляном полу уложены деревянные мостки. Редкие прихожане с соседних деревень поставили импровизированный алтарь и повесили несколько репродукций икон, лежат огарки церковных свечей.

В советские годы большая часть ценных материалов была разворована. Так мы навсегда лишились каменной ограды и чугунных плит с геометрическим орнаментом, которыми был устлан пол храма. У алтаря узор плит сливался в цветок лилии, которая в христианстве символизирует Богородицу, чистоту и скромность. Алтарь с восточной стороны по форме напоминает пещеру и выкрашен в глубокий темно-зеленый цвет. Расположение окон создает идеальную симметрию. Я представил, как по вечерам здесь горели десятки свечей, и их свет отражался на ликах старинных икон, а на утренних службах свет восходящего солнца лился сквозь арки окон на алтарь.

Церковный алтарь
Церковный алтарь

То, за чем мы приехали, сохранилось на удивление хорошо. Это огромная фреска на западной стене храма - изображение Страшного суда площадью в 28 квадратных метров. Только на нескольких участках росписи краска стёрлась до кирпичной кладки, но ключевые сюжеты все еще хорошо видны. В правой части художник написал грешников, идущих в ад, а слева - праведников, которых ведет в резной терем «Рай» апостол Петр. И над всей этой панорамой восседает Господь, воздев правую руку в знаке приветствия праведникам. Интересно, что в ад помещены цари, вельможи и митрополиты, а в рай идут простые люди. Сюжет известный, но сама фреска написана в уникальном стиле и своим реализмом и детализированностью отсылает скорее к живописи эпохи Возрождения.

Фреска Страшного Суда
Фреска Страшного Суда

Ещё одна грандиозная роспись расположена прямо под церковным сводом. На ней изображён сам Господь Бог, с небес пустыми глазницами наблюдающий за грешной землей.

Фреска Господа Бога
Фреска Господа Бога

Судя по всему изображение пытались уничтожить в советское время то ли замазывая известкой, то ли соскабливая лик Бога. Впрочем, попытки вандализма возымели обратный эффект - пустые глазницы оказывают еще более сильное, волнующее впечатление.

Оценив масштаб росписей, размер помещения и качество освещения, я принял решение снять две панорамы. Панорамы состоят сразу из множества фотографии, снятых с использованием специального штатива, и в последующем склеенных в одно гипер-изображение. Это позволяет менять угол обзора и находиться как-бы внутри самой фотографии. Так можно оценить весь масштаб и красоту внутреннего помещения старинного храма. Сама панорама располагается по ссылке:

https://truevirtualtours.com/ru/panorama/122211/360view

Но главная задача, которая стояла передо мной - максимально качественно снять саму фреску без перспективных искажений и с максимально возможной детализацией. Это нужно для последующей работы иконописцев. Так что я решил снять фреску небольшими фрагментами, а потом сшил ее в фотошопе в одну большую идеально ровную фотографию. Теперь можно рассмотреть мельчайшие детали росписи, вплоть до текста на свитках и лиц десятков персонажей. Результат можете оценить сами.

Возвратившись в Тюмень, мы первым делом распечатали получившуюся фотографию в большом формате и отправили ее в город Козельск известный своими иконописными мастерскими.

Мастера уже приступили к изготовлению деревянного основания размером метр на полтора. Как только доска будет готова, иконописец начнет работу и напишет Страшный Суд взяв за основу нашу фотографию. Икона будет максимально близка к изображению на фреске, что позволит сохранить уникальный стиль оригинала. После этого икона будет передана в Тюменский Свято-Троицкий монастырь.

А что же будет с Кугаевской церковью? Вопрос риторический.

"За последние 18 лет население Кугаева сократилось в несколько раз. Когда я поднимал вопрос о сохранении храма еще в начале 2000-х годов, главным вопросом было то, что до деревни нет дороги. Теперь деревня стала умирающей, и возникает вопрос, для кого эту дорогу строить. Но без нее невозможно начать реставрацию уникальной церкви", — пишет историк Евгений Панишев.

С тех пор население сократилось до 3-х братьев Чарковых, дорогу до деревни так и не построили. Впрочем, кое-какие подвижки в вопросе восстановления, пусть и не самого храма, но хотя бы его значимого для страны статуса имеются. В 1999 году церковь включили в перечень выявленных объектов культурного наследия. А два года назад администрация Тобольского района взяла его на баланс как бесхозный объект. Бюджета на реставрацию пока не выделили, но местные жители пытаются привести храм в порядок собственными силами. Восемь лет назад тут впервые прошел субботник, который ежегодно проводится и по сей день. По мере сборов средств, восстанавливают крышу и вставляют окна.

Церковь могло бы спасти включение ее в список культурного наследия. По сообщениям в СМИ такая работа уже ведется. Но станет ли это поводом для капитальной реставрации - вопрос открытый. Поскольку самое главное для любого храма - это его приход. И пока люди со всех окрестных деревень и сел не начнут приезжать молиться в это место силы, то так и будет гордая красавица молчаливо ждать наступления лучших времен, ведя неравный бой с беспощадным временем.