Найти тему

Как развивать речь ребёнка через игру

Ребёнок познаёт мир через все органы чувств. Малыш увидел яркий мячик, взял его в ручки, изучил его на ощупь (гладкий, мягкий), проверил на вкус, облизав его язычком. Мама показала, как им пользоваться (можно катать, кидать, бить об пол), назвала предмет и сказала какого он цвета. Ребёнок пытается повторить слово "мяч". То есть пополняется его пассивный (понимание слов) и активный (употребляемые слова) словарь.

Фото автора
Фото автора
В процессе становления речи дети заменяют или искажают звуки в словах. Но при этом родитель хорошо понимает своё чадо. Например, моя дочь в возрасте двух лет говорила "ляву лись". Догадались, что это за слово? Нет? Это лавровый лист!

Практически все дети дошкольного и младшего школьного возраста проходят период словотворчества. Ребенок не может или пока не знает, какое слово подобрать для описания той или иной ситуации, своего состояния, какого-то предмета. Поэтому придумывает свои слова, чем вызывает смех у взрослых. Думаю, каждый из вас помнит подобные "шедевры" своего ребёнка.

Что же может сделать родитель для развития речи у своего чада?

С самого рождения, находясь рядом с малышом, во время пеленания, купания, переодевания не молчите, ласково разговаривайте с ним, не искажая свою речь (важно исключить "сюсюканье"), пойте, рассказывайте прибаутки и потешки.

Очень полезно чтение книг ребёнку, рассматривание иллюстраций. С дошколёнком постарше можно поиграть в игры, способствующие развитию речи.

Используя такие пальчиковые куклы можно придумать интересную сказку. Фото автора
Используя такие пальчиковые куклы можно придумать интересную сказку. Фото автора

Вот некоторые из них:

  1. Придумать и "проиграть" сказку используя, например, пальчиковые куклы или любые мягкие игрушки.
  2. Придумать своё продолжение известной сказке.
  3. По наводящим вопросам угадать литературного героя или персонажа мультипликационного фильма.
  4. По очереди называть слова на выбранную тему, например, фрукты.
  5. Кто больше придумает характеристик выбранному предмету. Например, ягода (спелая, мягкая, красная, сочная и т.д.)
  6. Придумать загадку.
  7. Составлять слова из ограниченного количества букв.

В такие игры можно играть в транспорте, на прогулке, в любом месте вне дома, где это удобно. Разговаривайте и умейте слушать своего ребёнка. Он растёт, меняется и уже не будет таким, как вчера.

Ловите каждый момент его жизни. Ведь время, которое вы провели вместе- бесценно!

Аввтор: Наталья Гасс