Найти тему
Труд Черноземья

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 3. Глава 3.

Благовещение. Сандро Боттичелли. Открытые источники.
Благовещение. Сандро Боттичелли. Открытые источники.
Ведущий канала Пульвер Ю.Е.
Ведущий канала Пульвер Ю.Е.

Продолжу повествование о Благовещении. В прошлой главе мы решили вернуться в I век до н.э.

…Вспугнутой горной козочкой юница пробежала несколько десятков локтей (по преданию, расстояние полета стрелы) до дома Иосифа Плотника, ухитрившись не пролить ни капли воды из кувшина, покоящегося на Ее голове. Остановившись у порога, обернулась и увидела, что мужчина в белой милоти упрямо следует за ней. Смущенная Мариам пригласила его зайти в жилище.

Алтарь в Базилике Благовещения, где, по преданию, был дом Иосифа. Открытые источники.
Алтарь в Базилике Благовещения, где, по преданию, был дом Иосифа. Открытые источники.

Мастеровые, тем более плотники, жили, как правило, не бедно. Тем не менее домик Иосифа не выглядел обиталищем богача. Одно жилье из двух половин. В первой, с земляным полом, ступени на две повыше, ютится семья; во второй, нижней — домашний скот. Глиняные, закоптелые от дыма, стены; узкие, с решетками, щели-оконца. Днем открывается входная дверь для света, а в сумерки зажигается глиняная лампада на высоком железном поставце или на выступающем из стены камне. На полу — очаг с медным котлом; дым выходит в дверь. Тут же ручные жернова. Две-три скамьи, платяная скрыня, мерки с сушеными плодами и крупами, кувшины с вином и оливковым маслом по стенам — вот и все убранство. Спят на полу, разостлав домодельные ковры и циновки, а на день, свернув, кладут их в угол. В летние ночи почивают на плоской кровле под звездным пологом. В жилище Иосифа имелась еще и подземная часть, где располагалась его мастерская, католики полагают, что это Грот Святого Семейства. Так ли это на самом деле, мы уже обсуждали.

Внутри древнего иудейского дома. Открытые источники.
Внутри древнего иудейского дома. Открытые источники.

Под защитой родных стен девушка дала выход обуревавшим Ее недоверию и сомнениям: почему таинственный вестник назвал Ее благодатной и благословенной?

«Она же, увидевши его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие.

И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога;

И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус.

Он будет велик и наречется сыном Всевышнего; и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;

И будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца» (Лк. 1:29-33).

Евангелист Лука. Открытые источники.
Евангелист Лука. Открытые источники.

Прекрасное кроткое и умное личико юницы стало ареной борьбы мучительных недоумений и сомнений, доверия и недоверия. Терзания души оформились в вопрос:

- «...Как будет это, когда Я мужа не знаю?

Ангел сказал Ей в ответ: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим; Вот, и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц;

Ибо у Бога не останется бессильным ни одно слово. Тогда Мария сказала: се, раба Господня; да будет Мне по слову Твоему» (Лк. 1:34-38).

Святой Дух в виде голубя. Открытые источники.
Святой Дух в виде голубя. Открытые источники.
Благовещение. Гвидо Рени. Открытые источники.
Благовещение. Гвидо Рени. Открытые источники.

Сам эпизод сошествия Духа Святого на Избранницу канонические евангелия опускают, хотя Зачатие Богочеловека — не менее важный акт, чем Рождество или Крещение, и уж куда более значимый, нежели Благовещенье — собственно, простое объявление воли Адонаи о намерении сделать ребенка женщине, удостоившейся Его внимания. Впрочем, христиане не разделяют Благовещенье и Зачатие Иисуса, для них это — одно событие.

Несмотря на разногласия относительно места великого события, его сакральный смысл одинаков для всех основных конфессий.

Таинственное Зачатие Девой Марией, по учению Православной церкви, относится к великой тайне благочестия: в нём человечество принесло в дар Богу самое чистое Его творение — Деву, способную стать Матерью Сына Божия, а Господь, приняв дар, ответил на него даром благодати Святого Духа.

Начиная по крайней мере со II века, Благовещение рассматривалось как первый акт в христианской истории искупления, в котором послушание Девы Марии уравновешивает непослушание Евы (толкование Иринея Лионского). Мария становится «новой Евой».

Ириней Лионский. Открытые источники.
Ириней Лионский. Открытые источники.

Другими словами, назвать Еву означало упомянуть и Марию. Святой Иероним вывел сжатую формулу: «смерть — через Еву, жизнь — через Марию». Блаженный Августин писал: «через женщину — смерть, и через женщину — жизнь».

Святой Иероним. Открытые источники.
Святой Иероним. Открытые источники.
Ева. Открытые источники.
Ева. Открытые источники.
Августин Блаженный. Открытые источники.
Августин Блаженный. Открытые источники.

В апокрифах подчёркивается также таинственная форма зачатия, и на вопрос Марии «Неужели Я зачну от Бога живого и рожу, как женщина любая рожает?» Гавриил отвечает: «Не так, Мария, но сила Всевышнего осенит Тебя». После ухода архангела Мария окончила прясть шерсть и отнесла её первосвященнику, который благословил её, сказав: «Бог возвеличил имя Твоё, и Ты будешь благословенна во всех народах на земле». Правда, непонятно, как первосвященник появился в захудалом Назарете? Ведь до Иерусалима нужно добираться несколько дней. Повторюсь, речь шла о верховном жреце местного святилища.

«Благовещение». Сандро Боттичелли. 1489—1490 годы. Уффици, Флоренция
«Благовещение». Сандро Боттичелли. 1489—1490 годы. Уффици, Флоренция

По мнению ряда богословов, слова архангела Гавриила — «Радуйся, Благодатная» — стали первой «благой» вестью для человечества после его грехопадения. Феофилакт Болгарский пишет: «Поскольку Господь сказал Еве: «В болезни будешь рождать детей» (Быт. 3:16), теперь эту болезнь разрешает та радость, какую приносит Деве Ангел, говоря: радуйся, Благодатная! Поскольку Ева была проклята, Мария теперь слышит: благословенна Ты».

Феофилакт Болгарский. Открытые источники.
Феофилакт Болгарский. Открытые источники.

Мария, увидев в словах архангела волю Божью, произносит весьма значимые слова: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1:38). Считается, что в момент произнесения Приснодевой этих слов и произошло Непорочное Зачатие Ею Иисуса. Теолог Николай Кавасила так комментирует эти слова:

Николай Кавасила. Открытые источники.
Николай Кавасила. Открытые источники.

«Воплощение было не только делом Отца, Его Силы и Его Духа, но также делом воли и веры Пресвятой Девы. Без согласия Непорочной, без содействия Её веры этот план остался бы неосуществлённым так же, как и без действия Самих трёх Лиц Божественной Троицы. Лишь после того, как Бог наставил и убедил Святую Деву, Он принимает Её в Матери и заимствует у Неё плоть, которую Она Ему с радостью предоставляет. Как Он воплотился добровольно, так же было Ему угодно, чтобы и Его Матерь родила Его свободно и по Своей доброй воле».

Своей покорностью и согласием, по мнению Афанасия Великого, Мария выразила Своё исповедание веры. Он сравнивает Её со скрижалью, «на которой Писец пишет, что угодно Ему. Господь всяческих да пишет и творит, что хощет».

Афанасий Великий. Открытые источники.
Афанасий Великий. Открытые источники.

К сожалению, современники-соотечественники Марии совсем по-другому восприняли Ее неожиданную беременность. Об этом рассказали Иаков, брат Господень, в своем «Протоевангелии» достаточно подробно и вкратце – евангелист Матфей.

Иаков, брат Господень. Открытые источники.
Иаков, брат Господень. Открытые источники.
Евангелист Матфей. Открытые источники.
Евангелист Матфей. Открытые источники.

Об этом – в следующей части. Пока же послушаем псалом 14 на языке оригинала.

«Руководителю. Давида. [Всякий] подлец говорит в сердце своем: «Нет Бога». Губят, мерзости учиняют; нет творящего добро! Господь с небес взирает на сынов человеческих, чтобы увидеть, есть ли разумеющий, есть ли ищущий Бога. Все отступили, все растлились; нет творящего добро; нет ни одного! Узнают все они, все творящие беззаконие, пожирающие народ мой, как хлеб, а к Господу не взывающие! Там испытают они ужас, ибо Бог в поколении праведном! Вы презираете убеждение несчастного, что Господь - покровитель ему! Пусть придет с Сиона спасение Израиля! Когда вернет Господь покой народу Своему, возрадуется Яаков, возвеселится Израиль!»

Друзья, если вы хотите больше узнать об историческом Христе и вместе со мной отследить Его земной путь, подписывайтесь на мой канал и будьте первыми читателями новых публикаций.

Более подробно этот выпуск представлен на сайте сетевого издания "Труд Черноземья": https://trudcher.ru/news/chelovecheskiy-oblik-boga36/chelovecheskiy-oblik-boga-khristos-kak-istorichesk4001/

Продолжение следует.

Юрий Пульвер

Выпуск 1

Выпуск 2

Выпуск 3

Выпуск 4

Выпуск 5

Выпуск 6 часть 1

Выпуск 6 часть 2

Выпуск 6 часть 3

Выпуск 6 часть 4

Выпуск 6 часть 5

Выпуск 6 часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 1

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 2

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 3

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 4

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 5

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 6

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 7

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 8

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 9

Выпуск 7 Пресвятая Дева Мария Часть 10

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 1.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 2.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 3.

Выпуск 8 Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 8). Иосиф Обручник. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 4.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 5.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 9). Сродники Господни. Часть 6.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 2.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 10). Архангел Гавриил. Часть 3.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 1.

Человеческий облик Бога. Христос как историческая личность. Рождество (вып. 11). Благовещение. Часть 2.

Цикл Тайная Вечеря»