Найти в Дзене
Реацентр Казанский

Как помочь поставить ребенку звук Ш самостоятельно. Даю краткое руководство

Одно из распространенных речевых нарушений у детей в возрасте 5-6 лет — это неправильное произношение звука Ш. В этой статье расскажу вам о возможным причинах появления дефекта, а в конце дам несколько упражнений, которые помогают его исправить. Давайте начнем с определения патологии Недостатки произношения шипящих ([Ж], [Ш], [Ч], [Щ]) и свистящих ([С-С′], [З-З′], [Ц]) фонем называют сигматизмом. В логопедии выделяют несколько видов: 1. Межзубный - неправильное положение кончика языка между зубами 2. Боковой - при этом виде кончик языка ложится ребром 3. Носовой - задняя часть соприкасается с мягким небом и воздух уходит в носовую полость 4. Губно - зубной - звук меняется на другой 5. Призубный. Язык упирается в края резцов, перекрывая проход воздуха сквозь межзубную щель. Производимый звук акустически близок к [Т]. И в зависимости от вида сигматизма логопед на своих занятиях подбирает комплекс упражнений. На самом деле подобные нарушения речи могут возникать по разным причинам, о кото
Оглавление

Одно из распространенных речевых нарушений у детей в возрасте 5-6 лет — это неправильное произношение звука Ш. В этой статье расскажу вам о возможным причинах появления дефекта, а в конце дам несколько упражнений, которые помогают его исправить.

Давайте начнем с определения патологии

Недостатки произношения шипящих ([Ж], [Ш], [Ч], [Щ]) и свистящих ([С-С′], [З-З′], [Ц]) фонем называют сигматизмом.

В логопедии выделяют несколько видов:

1. Межзубный - неправильное положение кончика языка между зубами

2. Боковой - при этом виде кончик языка ложится ребром

3. Носовой - задняя часть соприкасается с мягким небом и воздух уходит в носовую полость

4. Губно - зубной - звук меняется на другой

5. Призубный. Язык упирается в края резцов, перекрывая проход воздуха сквозь межзубную щель. Производимый звук акустически близок к [Т].

И в зависимости от вида сигматизма логопед на своих занятиях подбирает комплекс упражнений. На самом деле подобные нарушения речи могут возникать по разным причинам, о которых мы поговорим в другой статье. Вкратце скажу, что это связано с артикуляционным аппаратом и работой ЛОР-органов.

Игры-упражнения для постановки звука Ш в домашних условиях

Этот комплекс игр, мы также используем у себя на занятиях.

Детки очень любят подобные упражнения и охотно их выполняют, поэтому у вас точно не будет сложностей уговорить малыша поиграть с щечками и язычком.

Игра «Широкий язычок». Попросите вашего ребенка улыбнуться, слегка открыв рот и показав расслабленный язык, а затем положить его на нижнюю губу. Идеально, если ребенок сможет удерживать эту позицию в течение 5 секунд.

Игра «Прячем конфетку». Пусть ребенок сделает язык в форме «блинчика» на нижней губе. Дайте ему кусочек конфетки, зефира или пастилы и попросите спрятать, приклеив на небо за верхними зубами. Рот не должен быть открыт слишком широко, а само упражнение нужно делать медленно.

Игра «грибок». Попросите малышка широко улыбнуться и показать зубы, затем прижать весь язык к небу. Удерживая эту позицию, нужно постараться как можно шире открыть рот.

Игра «Бугорок». Это упражнение важно, так как оно учит ребенка формировать бугорок на языке, необходимый для произнесения звука Ш. Сначала ребенок показывает широкий язык, укладывая его в форме «блинчика» на нижнюю губу и слегка приоткрыв рот. А после прижимает край языка к уголкам рта, при этом немного сужая язык.

Главное в этих играх, следить за тем, чтобы ребенок не упирался всем языком в небо.

Кроме этих упражнений нужно поработать над дыхательной гимнастикой: надувать щечки, сдувать перышко на столе.

Это подготавливает мышцы к правильному произношению.

Еще помогают скороговорки. И вот несколько из них:

Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши. Становись скорей под душ, смой с ушей под душем тушь. Смой и с шеи тушь под душем, после душа вытрись суше. Шею суше, суше уши, и не пачкай больше уши.

С мышами во ржи подружились ежи.
Ушли в камыши – и во ржи не души.

На крыше у Шуры жил журавль Жура.
Жил журавль Жура на крыше у Шуры.

Сшила Саша Саше шапку.
Саша шустро сушит сушки,
Саша высушил штук шесть.

И смешно спешат старушки
Шапка да шубка – вот наш Мишутка.
Маша шила для мартышки
Шубу, шапку и штанишки.

Если делать эти упражнения регулярно, то через два-три месяца вы заметите положительную динамику. Также хочу вас сразу предупредить, изначально стоит обраться к неврологу, чтобы он исключил патологии ЦНС, которые также могут вызывать дефекты речи.

А делаете ли вы какие-то упражнения для постановки звука Ш со своими детьми? Делитесь в комментариях!