Вот, добрались и до финала.
Что хорошо – удалось досмотреть до конца. Что еще лучше – хотелось досмотреть.
Сразу перейду к плюсам и минусам сериала, чтоб не углубиться в размазывание каши по подоконнику.
Начну с минусов.
1. О несоответствии возраста артистов возрасту реальных прототипов я уже писал. Впрочем, об этом гудит вся Сеть. Не будем повторяться.
Или есть в этом что-то? В тринадцать лет я смотрел на Песняров, как на взрослых дядечек, особенно на «старика» Мулявина. Создатели, возможно, намеренно вернули мне то восприятие ансамбля?
Сомневаюсь в таком ноу-хау. Особенно смешно было увидеть, как за каких-то семь лет Мулявин из субтильного юноши превратился в пузатого лысого мужика.
2. Плохо знаю историю Песняров, но то, что ее тут переврали, нет сомнения. Интернет в помощь, как говорится.
3. Завязка сюжета вокруг рок-оперы дала трещину. Показано, что Песняры увидели ее в ГДР в кино в 73-м году. И якобы отношение к ней у начальства было как к чему-то очень-очень запретному. Дескать, запрещено было и думать о всяких рок-операх и вообще о роке. Но, позвольте. Лично я в 73-м году уже разучивал арию из «Суперстар», а год спустя мы ее играли на танцах в школе. Не говоря уж о «Smoke on the Water» и «Child in Time». Вообще, слухи о гонениях на рок со стороны властей сильно преувеличены.
4. И вообще – мысль о рок-опере собственного сочинения якобы выставлялась Мулявиным как будущий прорыв в отечественной музыке. Но, позвольте! Уже в 75-м году появилась опера «Орфей и Эвридика» и ее рекламировали из каждого утюга.
Лично я тоже в те времена сел сочинять рок-оперу. Году в 74-м.
5. Сами «творческие муки» Мулявина крутятся опять же возле оперы. Ну и еще «Вологды». Показаны они (муки), конечно, очень примитивно, а знакомым с материалом музыкантам – наверное, смешно.
6. Калюжный в роли молодого Мулявина сначала вызывал отторжение. Я не сразу вспомнил, что артист только что снялся в роли вампиреныша из «Вампиров средней полосы», и это отравляло мне просмотр сериала до самого конца. И потом вечно он какой-то дерганный… Неужели таким был Мулявин?
7. Очень много внимания уделено супружеской измене главного героя. О-очень неубедительной. И всё как-то понарошное. Ну, ладно бы мужику было под полтинник – соблазнился сомнительных достоинств Алей. Но ведь реальный герой в свои тридцать с хвостиком сам был мечтой молоденьких девиц. И еще – Кашепаров и Борткевич показаны как озабоченные подростки. Даже обидно за больших артистов.
8. Партаппаратчики в сериале – воплощенное зло, тупость, двуличность. Только Машеров с хитрым прищуром все видит и понимает. И разруливает. Углубляться не хочу – фигня и надуманность.
9. Главная интрига фильма – эпизод с крестом – слишком фантастична. И нереальна, мне кажется. У кого-то, возможно, вызовет не слезы, а дикий хохот. Сочувствую авторам.
Но.
- Несмотря на сюжетные несуразности ретро вставок (типа разборок с дембелями), они вышли душевными. Особенно про роман Мулявина с Кармальской, рождение дочери, вокзал в Томске и т.д.
- Аккуратно и бережно вставлена музыка Песняров. Но мало! Можно было бы сделать музыкальный фильм. С этим куда лучше в сериале про Магомаева или Пьеху. У Песняров столько замечательных песен – уделите же хоть по куплетику десятке лучших.
- Хорошо переданы творческие поиски молодого Мулявина. Но как-то рвано. Мало музыки. И самое интересное – как все-таки родились Песняры почти не показано.
- Некоторые из музыкантов вызывают симпатию, несмотря на страшные усы и парики. Яшкин, Мисевич, Демешко.
- В целом сюжетная линия выдержана. Творчество превыше всего. Один за всех, все за одного. Хэппи-энд в непростой ситуации, что держит зрителя в тонусе..
- Кусок про создание «Вологды» наивен, но вышел трогательным.
- Несмотря ни на что, герою сопереживаешь, даже до слез. Финал с матерью и братом вышел замечательным. На мой взгляд, конечно.
В общем, скорее Да, чем Нет.