Найти в Дзене
Ирина Едошина

Два домика при мостах: один в Калининграде, другой в Петербурге

Разводные мосты по сей день есть и в Петербурге, и Калининграде. В Петербурге в период навигации, с апреля по ноябрь, свои «крылья» ежедневно поднимают 12 городских мостов. В Калининграде Юбилейный и Высокий мосты разводятся, конечно, не так часто, как в городе на Неве. Пару раз в месяц для прохода крупных судов по Преголе пролёты мостов приводят в движение. И тогда, и сейчас за разводными мостами приглядывали смотрители. Раньше не было ни телефонов с камерами, ни служебных автомобилей, а смотритель моста всегда должен быть «на боевом посту». Опять же нужно было «спрятать» гидравлические устройства, приводящие в движение разводной механизм моста. Так и появились служебные домики смотрителей мостов, под крышами которых работали люди и механизмы. Дом на воде у моста. Мечта!!! В Калининграде эта «мечта» очень красивая и сказочная! Миниатюрный замок из красного кирпича с башенками и огромными стрельчатыми окнами. Калининградцы называют его любовно и домиком Маленького принца, и домом барон

Разводные мосты по сей день есть и в Петербурге, и Калининграде. В Петербурге в период навигации, с апреля по ноябрь, свои «крылья» ежедневно поднимают 12 городских мостов. В Калининграде Юбилейный и Высокий мосты разводятся, конечно, не так часто, как в городе на Неве. Пару раз в месяц для прохода крупных судов по Преголе пролёты мостов приводят в движение.

И тогда, и сейчас за разводными мостами приглядывали смотрители. Раньше не было ни телефонов с камерами, ни служебных автомобилей, а смотритель моста всегда должен быть «на боевом посту». Опять же нужно было «спрятать» гидравлические устройства, приводящие в движение разводной механизм моста.

Петербург. Екатерингофский мост
Петербург. Екатерингофский мост

Так и появились служебные домики смотрителей мостов, под крышами которых работали люди и механизмы. Дом на воде у моста. Мечта!!!

В Калининграде эта «мечта» очень красивая и сказочная! Миниатюрный замок из красного кирпича с башенками и огромными стрельчатыми окнами. Калининградцы называют его любовно и домиком Маленького принца, и домом барона Мюнхаузена.

Калининград. Домик смотрителя Высокого моста
Калининград. Домик смотрителя Высокого моста

Когда в конце XIX в. в Кёнигсберге перестраивали Высокий мост, подъёмные механизмы разместили на одной из опор моста. Практика показала, что это неудобно.

Поэтому в 1899 г. рядом с мостом для гидравлических устройств, насосов и моторов по проекту городского строительного мастера Вормса построили небольшое здание. Строили техническое сооружение, а получился миниатюрный архитектурный шедевр, которых до сих пор вызывает восторг у всех, кто его видит!

Калининград. Домик смотрителя Высокого моста
Калининград. Домик смотрителя Высокого моста

Когда ходили на речном кораблике в апреле 2021 мимо Высокого моста, услышали от экскурсовода, что после реставрации в домике смотрителя предполагают открыть музей открыток. В апреле 2022 проверили и убедились, что и домик открыт, и музей есть.

Музей открыток «Домик смотрителя Высокого моста»
Калининград, ул. Багратиона, 4
Ежедневно с 10:00 — 21:00
Посещение бесплатное. При желании можно оставить вознаграждение.

Калининград. Домик смотрителя Высокого моста
Калининград. Домик смотрителя Высокого моста

Внутренние помещения небольшие и уютные. Для посетителей доступно два этажа. Первый — симбиоз сувенирной лавки, кофейни (можно купить чашку кофе, есть три или четыре столика), почтовой точки (есть открытки, конверты, марки, почтовый ящик, в общем, рай для любителей отправлять красивые почтовые открытки из других городов себе или друзьям) и выставочного зала.

На втором этаже камерное пространство с располагающими к отдыху креслами / диванчиками. Можно посидеть в тишине, полистать книги. Здесь же размещена основная экспозиция открыток из личной коллекции создателя музея — главы марципановой фабрики Pomatti Михаила Попова. На открытках — виды Кёнигсберга и других городов Восточной Пруссии, датированы они XIX и первой половины XX вв.

Домик смотрителя хорош всем! Чуть на отшибе, при этом в шаговой доступности от туристических мест. Снаружи удивительно красив и привлекателен. Внутри приятно находиться и проводить время. Однозначно рекомендую!

В Петербурге есть свой домик смотрителя моста. У Екатерингофского моста (ближайшая станция метро — Нарвская) сохранился исторический павильон управления разводным пролётом. Миниатюрное строение у воды с черепичной крышей и башенкой, наверху которой обустроена ещё и смотровая площадка. Сам весь модерновый, в том смысле, что детали дома выдержаны в стиле модерн.

Одну из стен здания занимает панорамное окно с видом на мост и реку... В общем, очередная мечта!)

Петербург. Разводной павильон Екатерингофского моста
Петербург. Разводной павильон Екатерингофского моста

По внешнему описанию так и представляется, что внутри домика царит уютная домашняя обстановка с обязательным креслом и торшером у огромного окна «с видом». На кресле мягкий плед, рядом — столик, где в ожидании кого-то (не исключено, что одного из нас) томятся книга и чашечка любимого напитка.

Петербург. Разводной павильон Екатерингофского моста
Петербург. Разводной павильон Екатерингофского моста

К сожалению, в этом домике всё иначе. Он не заброшен, напротив — буквально несколько лет назад завершилась реставрация павильона. Но вниманием людей, в отличие от своего калининградского собрата, дом обделён. Нынче лишь изредка поворачивается ключ в замке, открывается тяжёлая дверь,

Петербург. Разводной павильон Екатерингофского моста
Петербург. Разводной павильон Екатерингофского моста

и немногочисленные гости (пространство слишком миниатюрное) попадают внутрь. Перед их взором открывается светлое помещение с высоким потолком и совершенно пустое...

Петербург. Разводной павильон Екатерингофского моста
Петербург. Разводной павильон Екатерингофского моста

А несколько десятилетий назад домик был обитаем, жил насыщенной производственной жизнью. Внутри него находился механизм разведения моста. Сейчас о его существовании напоминает только стёршаяся метлахская плитка на полу да прикрытый листами железа люк в полу. Через него попадали в подвал, где была кладовая с инструментами, смазками, маслом... Через огромное видовое окно разводящий наблюдал за движением судов.

Петербург. Разводной павильон Екатерингофского моста
Петербург. Разводной павильон Екатерингофского моста

К сожалению, история не сохранила для потомков имени архитектора разводного павильона Екатерингофского моста. На мемориальных табличках, установленных на доме, перечислено почти два десятка имен тех, кто принимал участие в строительстве моста. Имя автора павильона нет ни на здании, ни в документации, посвященной мосту.

Петербургский домик смотрителя расположен вдали от туристических достопримечательностей Северной столицы. Доходят до него единицы. СПб ГБУ «Мостотрест», на балансе которого находится маневровый павильон, не прочь пустить культурных арендаторов в домик, но желающих пока нет. Удалённость от туристических потоков и миниатюрность внутреннего пространства строения играет против домика. Так и стоит красивый и одинокий…

Петербург. Разводной павильон Екатерингофского моста
Петербург. Разводной павильон Екатерингофского моста

Не знаю, сохранилось ли что-то от разводных механизмов Высокого моста в Калининграде. Екатерингофскому мосту в этом плане повезло. Пару лет назад после завершения реставрации повезло оказаться не только внутри технического домика, но и заглянуть внутрь подмостного пространства.

Небольшая историческая справка.

  • В 1904 г. по инициативе Министерства торговли и промышленности было принято решение развивать Петербургский торговый порт и Гутуевский остров, на котором он располагался. Тогда же в свете принятых решения задумали построить мост через реку Екатерингофку. Строительство велось в течение 1910-1914 гг. В 1914 г. мост был испытан на статику и динамику и открыт, но официальный ввод в эксплуатацию состоялся только спустя три года.
Пробная разводка Екатерингофского моста в 1914 году. Ателье Карла Буллы (источник фото - https://mostotrest-spb.ru/jubilees/ekateringofskij-most-113?ysclid=lgw26wsgu3341950086)
Пробная разводка Екатерингофского моста в 1914 году. Ателье Карла Буллы (источник фото - https://mostotrest-spb.ru/jubilees/ekateringofskij-most-113?ysclid=lgw26wsgu3341950086)
  • Проект будущего моста был разработан инженерами американской фирмы «The Sherzer Rolling Lift Bridge Company». Возводили переправу специалисты Общества Путиловских заводов. Возглавляли строительство инженеры Анджей (Андрей Павлович) Пшеницкий и Дмитрий Яковлевич Акимов-Перетц.
  • У моста было три имени. Первоначально мост именовался согласно проекту «Рижским» по Рижскому проспекту, в створе которого он был построен. Завершение строительства переправы совпало с триумфальными завоеваниями русской армии в Галиции в 1914—1915 гг., и руководившие строительством инженеры предложили назвать мост Галицким. С таким официальным названием мостовую переправу и открыли. Местные жители изначально называли мост Екатерингофским по реке, чьи берега он и соединил. Это тот случай, когда народное название стало со временем официальным (1920 г.).
  • Мост строился разводным. Проект изначально предусматривал, что по мосту кроме легкового и ломового транспорта будет ходить трамвай (правда, рельсы по мосту проложили только в 1923 г.). По техническим характеристикам для своего времени мост был уникальный — однопролётный, с двукрылым разводным пролётом откатно-раскрывающейся системы и жёстко закреплёнными противовесами (в Петербурге всего два моста оснащены такими механизмами — Екатерингофский и Биржевой). При нормальных условиях разводка моста осуществлялась за 30 секунд, при скоростном напоре ветра в 80 километров на квадратный метр — за 60 секунд.
  • В 1941 г. в правобережный устой Екатерингофского моста попала авиабомба. Мощный удар разрушил боковой фасад каменной стенки, а в массиве устоя появилась трещина. Из-за повреждений наведенные крылья не занимали проектного положения, мост закрывался перекошенным. Подготовленный в 1950 г. проект капитального ремонта по неизвестным причинам осуществлён не был. Специалисты устранили дефекты, мост оставался разводным. В 1975−1976 гг. Екатерингофский мост превратили в неразводной, поскольку необходимость в его разведении отпала. К этому времени речка Екатерингофка перестала использоваться в качестве водной артерии для грузовых судов.
  • В 1987-1989 гг. состоялась масштабная реконструкция моста, спланированная инженером «Ленгипроинжпроекта» Б.Н. Брудно. В 2019 г. прошёл очередной ремонт моста, в ходе которого металлоконструкции защитили от коррозии, поменяли гидроизоляцию, укрепили откосы. Были восстановлены перила и фасадные карнизы, маневровому павильону полностью вернули исторический облик, а также установили новыми именные таблички из керамики (автор табличек —художник Юрий Осинин).
Петербург. Екатерингофский мост
Петербург. Екатерингофский мост

Внутренности Екатерингофского моста осматривали в сопровождении сотрудников СПб ГБУ «Мостотрест». Малой группой, гуськом и очень аккуратно, чтобы не съехать по довольно крутому берегу реки в воду, спустились к устою моста. Опять же по одному, соблюдая меры предосторожности, проникли через неприметную дверь в подмостное пространство.

Петербург. Екатерингофский мост
Петербург. Екатерингофский мост

Как там, внутри моста? Темновато, дневной свет проникает сюда дозированно. Глазу требуется время, чтобы адаптироваться к здешним сумеркам и начать различать объекты.

Петербург. Екатерингофский мост
Петербург. Екатерингофский мост

Грязновато. Не в смысле «мусорно» — с этим всё в порядке, скорее пыльно. Особенно, если захочется заглянуть или залезть куда-то, встречи с пылью не избежать. Поверьте на слово, под брюхом моста такое желание однозначно возникнет.

Петербург. Екатерингофский мост
Петербург. Екатерингофский мост

Сыро. Но это как раз и неудивительно. Вода же рядом. Видно бегущую Екатерингофку отлично, но до неё не добраться — решётки надёжно перекрывают путь.

Много металла. И это объяснимо. Практически все атрибуты разводного прошлого Екатерингофского моста сохранились: гигантские колеса-катки в заклёпках, противовесы, амортизаторы, шарниры... Если рядом окажутся люди (нам повезло, с нами были), разбирающиеся в мостовых механизмах, можно представить, как всё здешнее хозяйство работало, когда пролёты моста взмывали вверх.

Петербург. Екатерингофский мост
Петербург. Екатерингофский мост

Гулко. Все металлические мосты звонкие, вторят вслед каждой проезжающей машине. Чем больше и тяжелее машина, тем звонче ухает под мостом. Если транспорт частит, под мостом такой грохот стоит!)

Петербург. Екатерингофский мост
Петербург. Екатерингофский мост

В общем, место изумительное, особенно для тех, кто любит лазить там, где в обычной жизни для посторонних вход закрыт)))

Два города. Два моста. Возведённые при них служебные павильоны предназначались в момент строительства для одних и тех же целей. В XXI в. каждый домик смотрителя моста живёт своей жизнью…

Калининград. Домик смотрителя Высокого моста
Калининград. Домик смотрителя Высокого моста

Другие статьи моего канала доступны здесь. Присоединяйтесь)))