Разводные мосты по сей день есть и в Петербурге, и Калининграде. В Петербурге в период навигации, с апреля по ноябрь, свои «крылья» ежедневно поднимают 12 городских мостов. В Калининграде Юбилейный и Высокий мосты разводятся, конечно, не так часто, как в городе на Неве. Пару раз в месяц для прохода крупных судов по Преголе пролёты мостов приводят в движение.
И тогда, и сейчас за разводными мостами приглядывали смотрители. Раньше не было ни телефонов с камерами, ни служебных автомобилей, а смотритель моста всегда должен быть «на боевом посту». Опять же нужно было «спрятать» гидравлические устройства, приводящие в движение разводной механизм моста.
Так и появились служебные домики смотрителей мостов, под крышами которых работали люди и механизмы. Дом на воде у моста. Мечта!!!
В Калининграде эта «мечта» очень красивая и сказочная! Миниатюрный замок из красного кирпича с башенками и огромными стрельчатыми окнами. Калининградцы называют его любовно и домиком Маленького принца, и домом барона Мюнхаузена.
Когда в конце XIX в. в Кёнигсберге перестраивали Высокий мост, подъёмные механизмы разместили на одной из опор моста. Практика показала, что это неудобно.
Поэтому в 1899 г. рядом с мостом для гидравлических устройств, насосов и моторов по проекту городского строительного мастера Вормса построили небольшое здание. Строили техническое сооружение, а получился миниатюрный архитектурный шедевр, которых до сих пор вызывает восторг у всех, кто его видит!
Когда ходили на речном кораблике в апреле 2021 мимо Высокого моста, услышали от экскурсовода, что после реставрации в домике смотрителя предполагают открыть музей открыток. В апреле 2022 проверили и убедились, что и домик открыт, и музей есть.
Музей открыток «Домик смотрителя Высокого моста»
Калининград, ул. Багратиона, 4
Ежедневно с 10:00 — 21:00
Посещение бесплатное. При желании можно оставить вознаграждение.
Внутренние помещения небольшие и уютные. Для посетителей доступно два этажа. Первый — симбиоз сувенирной лавки, кофейни (можно купить чашку кофе, есть три или четыре столика), почтовой точки (есть открытки, конверты, марки, почтовый ящик, в общем, рай для любителей отправлять красивые почтовые открытки из других городов себе или друзьям) и выставочного зала.
На втором этаже камерное пространство с располагающими к отдыху креслами / диванчиками. Можно посидеть в тишине, полистать книги. Здесь же размещена основная экспозиция открыток из личной коллекции создателя музея — главы марципановой фабрики Pomatti Михаила Попова. На открытках — виды Кёнигсберга и других городов Восточной Пруссии, датированы они XIX и первой половины XX вв.
Домик смотрителя хорош всем! Чуть на отшибе, при этом в шаговой доступности от туристических мест. Снаружи удивительно красив и привлекателен. Внутри приятно находиться и проводить время. Однозначно рекомендую!
В Петербурге есть свой домик смотрителя моста. У Екатерингофского моста (ближайшая станция метро — Нарвская) сохранился исторический павильон управления разводным пролётом. Миниатюрное строение у воды с черепичной крышей и башенкой, наверху которой обустроена ещё и смотровая площадка. Сам весь модерновый, в том смысле, что детали дома выдержаны в стиле модерн.
Одну из стен здания занимает панорамное окно с видом на мост и реку... В общем, очередная мечта!)
По внешнему описанию так и представляется, что внутри домика царит уютная домашняя обстановка с обязательным креслом и торшером у огромного окна «с видом». На кресле мягкий плед, рядом — столик, где в ожидании кого-то (не исключено, что одного из нас) томятся книга и чашечка любимого напитка.
К сожалению, в этом домике всё иначе. Он не заброшен, напротив — буквально несколько лет назад завершилась реставрация павильона. Но вниманием людей, в отличие от своего калининградского собрата, дом обделён. Нынче лишь изредка поворачивается ключ в замке, открывается тяжёлая дверь,
и немногочисленные гости (пространство слишком миниатюрное) попадают внутрь. Перед их взором открывается светлое помещение с высоким потолком и совершенно пустое...
А несколько десятилетий назад домик был обитаем, жил насыщенной производственной жизнью. Внутри него находился механизм разведения моста. Сейчас о его существовании напоминает только стёршаяся метлахская плитка на полу да прикрытый листами железа люк в полу. Через него попадали в подвал, где была кладовая с инструментами, смазками, маслом... Через огромное видовое окно разводящий наблюдал за движением судов.
К сожалению, история не сохранила для потомков имени архитектора разводного павильона Екатерингофского моста. На мемориальных табличках, установленных на доме, перечислено почти два десятка имен тех, кто принимал участие в строительстве моста. Имя автора павильона нет ни на здании, ни в документации, посвященной мосту.
Петербургский домик смотрителя расположен вдали от туристических достопримечательностей Северной столицы. Доходят до него единицы. СПб ГБУ «Мостотрест», на балансе которого находится маневровый павильон, не прочь пустить культурных арендаторов в домик, но желающих пока нет. Удалённость от туристических потоков и миниатюрность внутреннего пространства строения играет против домика. Так и стоит красивый и одинокий…
Не знаю, сохранилось ли что-то от разводных механизмов Высокого моста в Калининграде. Екатерингофскому мосту в этом плане повезло. Пару лет назад после завершения реставрации повезло оказаться не только внутри технического домика, но и заглянуть внутрь подмостного пространства.
Небольшая историческая справка.
- В 1904 г. по инициативе Министерства торговли и промышленности было принято решение развивать Петербургский торговый порт и Гутуевский остров, на котором он располагался. Тогда же в свете принятых решения задумали построить мост через реку Екатерингофку. Строительство велось в течение 1910-1914 гг. В 1914 г. мост был испытан на статику и динамику и открыт, но официальный ввод в эксплуатацию состоялся только спустя три года.
- Проект будущего моста был разработан инженерами американской фирмы «The Sherzer Rolling Lift Bridge Company». Возводили переправу специалисты Общества Путиловских заводов. Возглавляли строительство инженеры Анджей (Андрей Павлович) Пшеницкий и Дмитрий Яковлевич Акимов-Перетц.
- У моста было три имени. Первоначально мост именовался согласно проекту «Рижским» по Рижскому проспекту, в створе которого он был построен. Завершение строительства переправы совпало с триумфальными завоеваниями русской армии в Галиции в 1914—1915 гг., и руководившие строительством инженеры предложили назвать мост Галицким. С таким официальным названием мостовую переправу и открыли. Местные жители изначально называли мост Екатерингофским по реке, чьи берега он и соединил. Это тот случай, когда народное название стало со временем официальным (1920 г.).
- Мост строился разводным. Проект изначально предусматривал, что по мосту кроме легкового и ломового транспорта будет ходить трамвай (правда, рельсы по мосту проложили только в 1923 г.). По техническим характеристикам для своего времени мост был уникальный — однопролётный, с двукрылым разводным пролётом откатно-раскрывающейся системы и жёстко закреплёнными противовесами (в Петербурге всего два моста оснащены такими механизмами — Екатерингофский и Биржевой). При нормальных условиях разводка моста осуществлялась за 30 секунд, при скоростном напоре ветра в 80 километров на квадратный метр — за 60 секунд.
- В 1941 г. в правобережный устой Екатерингофского моста попала авиабомба. Мощный удар разрушил боковой фасад каменной стенки, а в массиве устоя появилась трещина. Из-за повреждений наведенные крылья не занимали проектного положения, мост закрывался перекошенным. Подготовленный в 1950 г. проект капитального ремонта по неизвестным причинам осуществлён не был. Специалисты устранили дефекты, мост оставался разводным. В 1975−1976 гг. Екатерингофский мост превратили в неразводной, поскольку необходимость в его разведении отпала. К этому времени речка Екатерингофка перестала использоваться в качестве водной артерии для грузовых судов.
- В 1987-1989 гг. состоялась масштабная реконструкция моста, спланированная инженером «Ленгипроинжпроекта» Б.Н. Брудно. В 2019 г. прошёл очередной ремонт моста, в ходе которого металлоконструкции защитили от коррозии, поменяли гидроизоляцию, укрепили откосы. Были восстановлены перила и фасадные карнизы, маневровому павильону полностью вернули исторический облик, а также установили новыми именные таблички из керамики (автор табличек —художник Юрий Осинин).
Внутренности Екатерингофского моста осматривали в сопровождении сотрудников СПб ГБУ «Мостотрест». Малой группой, гуськом и очень аккуратно, чтобы не съехать по довольно крутому берегу реки в воду, спустились к устою моста. Опять же по одному, соблюдая меры предосторожности, проникли через неприметную дверь в подмостное пространство.
Как там, внутри моста? Темновато, дневной свет проникает сюда дозированно. Глазу требуется время, чтобы адаптироваться к здешним сумеркам и начать различать объекты.
Грязновато. Не в смысле «мусорно» — с этим всё в порядке, скорее пыльно. Особенно, если захочется заглянуть или залезть куда-то, встречи с пылью не избежать. Поверьте на слово, под брюхом моста такое желание однозначно возникнет.
Сыро. Но это как раз и неудивительно. Вода же рядом. Видно бегущую Екатерингофку отлично, но до неё не добраться — решётки надёжно перекрывают путь.
Много металла. И это объяснимо. Практически все атрибуты разводного прошлого Екатерингофского моста сохранились: гигантские колеса-катки в заклёпках, противовесы, амортизаторы, шарниры... Если рядом окажутся люди (нам повезло, с нами были), разбирающиеся в мостовых механизмах, можно представить, как всё здешнее хозяйство работало, когда пролёты моста взмывали вверх.
Гулко. Все металлические мосты звонкие, вторят вслед каждой проезжающей машине. Чем больше и тяжелее машина, тем звонче ухает под мостом. Если транспорт частит, под мостом такой грохот стоит!)
В общем, место изумительное, особенно для тех, кто любит лазить там, где в обычной жизни для посторонних вход закрыт)))
Два города. Два моста. Возведённые при них служебные павильоны предназначались в момент строительства для одних и тех же целей. В XXI в. каждый домик смотрителя моста живёт своей жизнью…
Другие статьи моего канала доступны здесь. Присоединяйтесь)))