Порадовали, ничего не скажешь. Сериалы про эстрадников уже были: Ободзинский, Магомаев, Пьеха, Анна Герман... Приятно, конечно, смотреть фильмы о кумирах молодости. Ну, как, кумиров... Для поколения, родившегося на рубеже 50- 60-х, это уже были мэтры, поющие из каждого утюга.
Молодежь тогда только-только подсела на рок-н-ролл. И первыми отечественными ласточками были Веселые ребята, Поющие гитары и, конечно, Песняры. Кто в курсе, помнит, что Песняры занимали ведущие места в хит-парадах (например, "Звуковой дорожки" на МК) в 70-е и начале 80-х. Планку лучшего коллектива страны в жанре ВИА они держали долго, наверное, лет 10.
Не Дип Пёрпл, конечно, не Квин и даже не Битлз. Но по общему мастерству Песняры были у нас лидерами. К тому же в их репертуаре удачно сочетались как роковость, так и народные напевы, так и гражданские принципы. Ну, вы поняли.
Так что, думаю, выбор телевизионщиков оправдан. Первый сериал - о первых.
Возможно, появятся и другие, было бы интересно. Народ до сих пор любит и помнит наши родные ВИА.
А там и до Наутилуса очередь дойдет, и до Кино. Кстати, кажется, про «Короля и Шута» что-то то ли сняли, то ли снимают.
Сериал "За полчаса до весны" построен как ретроспектива в ретроспективе. События 1971-76 (?) года, когда ансамбль находится в расцвете творческих сил, перемежаются со сценами из детства и юности Владимира Мулявина.
Мною освоена первая серия и кусочек второй. О них сегодня и речь.
Музыка, картинка с Песнярами - прямо бальзам на душу. Сам когда-то музицировал, играл в ВИА, знал (шапочно) людей из знаменитых коллективов. Многое знакомо, по многому испытываешь ностальгию.
Правда, кое-что вызывает недоумение, но об этом позже.
Ничего не скажу плохого о ретроспективных вставках. Не жил в то время. Только как-то все... Ненатурально, что ли. Замученная мать Володи, которая даже поздравления сыновей с днем рождением оборачивает против них же - тряпкой по спине. Отец, то ли пьющий, то ли просто уставший от такой "душной" (его словам) жены и, в конце концов, ушедший из дома. Смешные блатари, с которыми спутались Володька с братом. Потешный директор рынка, у которого Вова за деньги играл на балалайке за милостыню. Отец, почему-то умеющий хорошо играть на гитаре, учит Володю, а когда уходит из семьи, тот дальше осваивает музыку сам. В общем, самородок, которого заманивает в мир искусства таинственный человек с улицы - преподаватель музыкальной школы.
Далее, ясное дело, будет показан творческий рост. Ну, подождем.
Подробнее о "современных" событиях. Здесь нелепостей куда больше. Или их просто лучше видишь, так как реалии знакомые.
Начинается все с концерта по случаю 10-летия Волжской ГЭС. В каком-то клубе, где на вид мест 50 с умиляющимися зрителями. На сцене дядьки с усами - ансамбль "Песняры". Ангельские песни , душевно поют. Вдруг Мулявин видит магнитофон... Я только из прочитанных здесь статей понял, что шла съемка местного телевидения и что Мулявину это сильно не понравилось, дескать, качество будет не то.
Вот ерунда какая-то. В то время на местных ТВ всю дорогу показывали артистов, разные концерты, хоть студийные, хоть из залов. И ни о каком плохом качестве записи речи не возникало. А тут психанул, швырнул чужой микрофон, прервал выступление... Чушь. И где вообще видеооператоры? Что-то я не заметил.
Происходящее по антуражу напоминает сельский клуб, честное слово.
И за этот проступок Песняров аж отстраняют от концертной деятельности. На сколько - узнал только из тех же статей. Вроде бы, на полгода.
И даже газета "Правда" выступила главным порицателем. Ничего себе! Никак это не сочетается с антуражем "колхозного клуба".
Вопрос решает не кто-нибудь, а главный человек республики, тов. Машеров. Тонкий знаток современных веяний, он сразу почувствовал, что Песняры - это уровень битлов и ролингов. Это лицо Белоруссии! Но наказать-то надо. Или простить. Ценой собственноручной подписи Мулявина под публичным покаянием через ту же "Правду".
И началась прежняя жизнь - гастроли, междугородные автобусы. Только Владимир недоволен - понимает, что в любой момент могут мордой об стол. И те же восторженные поклонники будут кричать: ату его!
Тут подгадались дни дружбы с ГДР. Ну, или что-то в этом роде. Кого послать от музыкантов решается на самом верху. Прогрессивный Машеров вычеркивает ложечников и еще каких-то свирелистов и под свою ответственность посылает лицом Белоруссии Песняров.
Тут начинается цирк. Дело к вечеру, а у музыкантов нет загранпаспортов. Сотрудники органов вытаскивают их из чужих и собственных постелей, отрывают от ремонта в квартире и спешно фотографируют в фас и профиль. Мулявин чем-то недоволен. Чем, непонятно - все-таки первая поездка в загранку.
Поехать его уговаривает по телефону сам Машеров. "Не лезь на рожон" - советует жена. И Володя соглашается. Блин, люди годами мечтают…
Концерт в ГДР. Зал - один к одному, что и на юбилее Волжской ГЭС, такой же сельскоклубный . Песняры поют задушевную песню, от которой зрители засыпают. И Машеров (!) передает Владимиру записку : "Тоска. Давай Яся!"
Зрители просыпаются.начинают сидя пританцовывать. Среди них преобладают почему-то негры. Машеров переглядывается с сидящим рядом Хоннекером (да-да, тем самым боссом ГДР, что целовался с Леонидом Ильичом). Тот готов показать большой палец, но позволяет себе только улыбнуться глазами.
Фурор, один словом.
Вечером братья Мулявины гуляют по городу и забредают в кинотеатр, где крутят "Иисус Христос - суперзвезда". Оба приафигивают и сразу же решают: будем тоже ставить рок-оперу.
Музыканты ансамбля только "за". Только сомневаются: а разрешат ли?
Вот такой сюжетец первой серии и кусочка второй.
Минуте к двадцатой что-то меня начало подколбашивать. Не могу понять, что. Вроде и тема ностальгическая и музыка великая.
Догадался. Мужикам-то лет по сорок. Артистам. А то и под полтинник. Я стал прикидывать, сколько было ребятам в начале семидесятых. Ну, Мулявину 30 с мелким хвостиком. А остальные-то - совсем юнцы, от 20 до 25 лет.
В общем, сложилась такая картина. На тот момент Песняры был передовым молодым коллективом. С передовой, как сейчас выражаются, продвинутой музыкой. Музыкой для молодежи. Примерно такими были в свое время и Градский, и Цой, и, извиняюсь, Руки вверх.
Нафталином припахивает, товарищи!
А манера держаться на сцене? Я бывал на концерте Песняров в 1973 году, и там они не напоминали истуканов, которым дозволено делать только шажок вправо и шажок влево.
Что ж, посмотрим дальше и сверим наши ощущения. Пока на троечку.