Найти в Дзене
Алтапресс — news

Дикие кадры. Алтайский фотограф показал улыбку кита, драку бегемотов и собрался к пингвинам

Оглавление

Бизнесмен Евгений Борисов пришел в фотографию, как ни странно, из большого тенниса. И в этом своем увлечении он также горит олимпийским азартом. Чем большой спорт похож на большую фотографию, насколько опасно снимать диких животных, как сделать бегемота интересным и зачем нужно было плыть по морю Лаптевых на самодельном судне, Евгений рассказал altapress.ru.

Редакция рекомендует. Подпишитесь! Телеграм, ВКонтакте

    Евгений Борисов и песцы. Предоставлено altapress.ru
Евгений Борисов и песцы. Предоставлено altapress.ru

Трудный старт

«Для своего первого международного теннисного турнира я выбрал Италию. Взял с собой фотоаппарат, думал, будет классно. Одной поездки хватило, чтобы понять, что эти вещи совмещать невозможно», — говорит Евгений Борисов.

Так началась его история как профессионального фотографа: сначала пейзажного, а потом и дикой природы. Однако любовь к делу пришла к Евгению еще в детстве, когда он часами проявлял снимки вместе с отцом.

Чтобы расти, нужно учиться у лучших, уверен собеседник. Поняв, чем хочет заниматься, отправился в Боливию вместе с группой профессиональных пейзажных фотографов.

«Это была одна из самых сложных поездок за все время, — вспоминает Евгений. — Работали на высоте 4−5 тыс. метров, о себе давала знать горная болезнь. На высокогорье оказался в трениках и пуховике — на меня смотрели с удивлением. В следующий раз уже был экипирован как надо: с ветрозащитой и серьезным устойчивым штативом».
-2

Птица-носорог.

Евгений Борисов

Тянуться к уникальности

Как и любой спортсмен, Евгений Борисов привык работать на результат. Сейчас его цель — снимать эндемиков, желательно в дальних странах.

«Хочется захватить то, что еще возможно, ведь скорее всего, через 5−10 лет все изменится навсегда — редкие животные исчезают», — говорит он.

Фотограф видел, как в Арктике погибла белая медведица с детенышами — отравились топливом, которое осталось на заброшенной станции.

«Банальная халатность людей, которые просто не убрали за собой, — объясняет фотограф. — Мы забили тревогу, хотелось, чтобы общественность об этом узнала. Возможно, совпадение, но позже на РГО появилась статья, что выделили деньги на уборку территорий».

-3

Белый медведь.

Евгений Борисов

Евгению важно работать именно в среде обитания животных, находиться у кормушки в реабилитационном центре ему просто неинтересно. Поэтому в фокусе всегда остаются труднодоступные места. Фотограф старается ездить туда, пока позволяют возможности.

Сейчас Евгений готовится к летнему путешествию на остров Врангеля и мыс Дежнева на корабле. К концу года планирует отправиться в Южную Джорджию — ключевое место для фотографов дикой природы. «Самое больше в мире разнообразие животного мира: пингвины, морские слоны, тюлени и многие другие», — рассказывает собеседник. Позже он поедет на Мадагаскар, к лемурам.

Уверенность во всем

Пожалуй, каждый спортсмен просчитывает свои действия на несколько шагов вперед. Перед каждой поездкой Евгений не только до мелочей продумывает маршрут, но и уже знает, какие именно кадры ему необходимо снять.

«Нужно построить композицию и интересную для себя историю, — объясняет он. — Раньше было просто: увидел шедевр — повтори, но этот период я уже прошел. Хочется что-то новое, свое. Понятно, что в мире уже все сфотографировали и удивить людей простым снимком сейчас сложно».

Истории всегда на первом плане. В отличие от пейзажной, в животной фотографии не имеет значения время суток.

-4

Бегемоты.

Евгений Борисов

«У меня есть снимок, где между собой дерутся бегемоты. Там нет красивого света: просто грязная речка с темным берегом. Но есть жизнь: брызги, кровь, бой, — говорит фотограф. — Чем дольше находишься с животными и погружаешься в их мир, тем больше вероятность, что что-то произойдет».

Нередко ожидание сталкивается с реальностью. Например, главная цель Евгения на Борнео были носачи. А оказались — орангутаны.

«Когда увидел, понял, что с ними ничего не сравнится, — говорит собеседник. — Большие, величественные, уверенные. Если к носачам можно подойти и чуть ли ни поздороваться, то с теми обезьянами даже стоять рядом опасно. Сил у самца раза в три больше, чем у тебя».
-5

Орангутаны.

Евгений Борисов

-6

Орангутанг.

Евгений Борисов

Особенно фотографу удались мамочка с ребенком, пробирающиеся на лианах в чаще, висящая вверх тормашками, как паук, самка, а также грозные и пугающие самцы — будто из фильмов ужасов.

Помимо удачных кадров большой наградой оказались впечатления.

«Наблюдали за одним орангутаном три дня, — говорит Евгений. — Вечером он всегда ложится спать на новом месте, каждый раз делая гнездо. За носачами тоже интересно смотреть, особенно пузатыми. Все готовятся к прыжку, очень неуверенные, что под ними не сломается ветка. Или наедятся и сидят, думают».

-7

Носач.

Евгений Борисов

Из рогатки — в царя

Иногда терпение у фотографов может исчерпаться. Некоторые для удачного кадра начинают привлекать внимание животных. В этом Евгений придерживается моральных принципов.

«Говорят есть фотографы, которые, чтобы лев показал зубы, стреляют в него из рогатки. Я не могу так. Но знаю, что способен безболезненно спровоцировать», — говорит он.

Бывает, что животные и сами проявляют любопытство. Например, два песца заинтересовались фотографами на курильском острове Янкича.

«Один начал с меня сапог снимать, второй в лицо смотрел. Я положил фотоаппарат и сделал селфи, а в это время меня сфотографировали. Получился тревел-бэкстейдж, — вспоминает Евгений. — Песцы от нас не отходили. После ночи в палатке коробка с дроном была в их фекалиях — полюбопытствовали зверьки».

Песец помог Евгению создать фотографию «Улыбка кита». Это панорамный снимок со скелетом на переднем плане, на который сбоку взобрался маленький любопытный зверек.

-8

«Улыбка кита».

Евгений Борисов

«Я придумал этот кадр на месте. Скелет песцу был не интересен, в отличие от меня. Даже подсыпал ему хлеба — никакого эффекта. Пришлось поставить камеру на штатив и подойти вплотную — зверьку ничего не оставалось, как залезть на кости. Снимок получился интересный: мертвое и большое дает жизнь маленькому и живому».

Смертельный риск

Большой спорт всегда связан с рисками. Как и съемка дикой природы. Например, в экспедицию по Арктике Евгений с группой единомышленников отправился по морю Лаптевых на самодельном тримаране. Все участники делали это впервые.

«После понимал, что не решился бы ехать во второй раз. Банально был риск не вернуться, — признается Евгений. — Суровый климат, нет людей и помощи. Вертолету, чтобы сюда долететь, нужно еще где-то дозаправиться».

Однако и в этом риске есть преимущество: относительно безопасные организованные экспедиции на больших кораблях ограничивают возможности. «А так, с утра до вечера фотографируешь моржей, и никто тебе не мешает. Можешь набрать больше интересного материала и быть удовлетворенным от поездки», — объясняет собеседник.

-9

Белый медведь.

Евгений Борисов

В другой его экспедиции снимали миграцию северных оленей. Была задача сделать фотографии с воздуха, чтобы показать массовость. С ней не задалось: вместо тысячи особей, идущих широкой полосой, люди увидели узкую вереницу животных.

«Очень хорошо фотографировал одного оленя — тот начал играть с дроном: выпрыгивать, бодаться, и все с брызгами. Я понимал, что выйдет шедевр, — рассказывает Евгений. — Но в азарте я увлекся и посадил дрон на воду — все закончилось».

Он пытался достать дрон сетями с рыбаками, но технику вместе с кадрами унесло течение. На память остался лишь кадр идущего по шею в воде, в красивом розовом свете оленя.

-10

Северный олень.

Евгений Борисов

Трофеи

Как никому, спортсменам важна оценка. Последние полтора года Евгений Борисов участвовал в международных конкурсах.

«Фотографы очень ревностно друг к другу относятся, они не всегда искренние к коллегам, если это не друзья, — говорит собеседник. — Нужна была объективная оценка».

За алтайский снимок озера Кок-коль (на границе с Монголией) Евгений стал одним из природных фотографов года лондонского метеорологического общества и стал его членом.

Получился буквально автопортрет: автор в яркой красной куртке снял себя с дрона на ледяном озере с причудливыми полосами, которые даже немного напоминают организмы, увиденные в микроскоп.

-11

Озеро Кок-Коль.

Евгений Борисов

Снимки Евгения выставляли в галереях Монако, Лондона и Москвы. Фотограф желает показать свои работы и на улицах Барнаула. Сейчас он подбирает материал на тему «Мать и дитя».

Российским конкурсом мирового уровня Евгений называет фестиваль «Золотая черепаха».

Цена приключения

Как и большой спорт, фотография требует немалых вложений. Ранее двенадцатидневный фототур стоил примерно от 2 до 5 тыс. долларов, без учета перелета.

Многое зависит и от локации — например, поездка в Японию никогда не будет дешевой из-за дорогого проживания. В Ботсване фотограф может заплатить втрое больше, чем турист: ему нужно жить, не выезжая из национального парка, чтобы с первыми лучиками солнца быть на месте событий. Ночью ездить по территории запрещено.

«Обычно люди ночуют вне парков и въезжают с открытием. Солнце на небе, кошки поохотились и отдыхают — снимать нечего, — говорит фотограф. — Поэтому мы ночуем внутри парка. В палатках, чтобы было дешевле. Правда, лев может подойти порычать или сколопендра залезть».
-12

Моржи.

Евгений Борисов

Не удешевляет путешествия и усложненная логистика. «Впервые задумался, как лучше ехать, тщательно продумываю все перелеты, потому что это сейчас выходит в копеечку», — добавляет собеседник.

Фотографии никогда не окупают стоимость поездок. Евгений называет свое занятие хобби, переходящим в профессионализм.

Тем не менее, у фотографа есть несколько идей по монетизации. Например, корпоративные мобильные выставки, где он или помощник-искусствовед рассказывал бы о работах и знакомил с новыми странами сотрудников различных компаний.

Главная награда

Все траты окупают впечатления — уверен Евгений. У него был выбор: зарабатывать больше или путешествовать. И он выбрал второе.

«С какого-то времени перестал думать о том, чтобы сменить машину или купить где-то дом — это не мое, — говорит Евгений. — Живу впечатлениями. Чем больше путешествий, мгновений, ситуаций происходит с тобой в поездке, тем больше наполняешься. Не могу представить, чем был бы наполнен, если бы сидел дома».

-13

Верблюды в снегу.

Евгений Борисов

Что еще рассказал собеседник

Любимое животное

— Ягуар или леопард. Они красивые, грациозные. А вот гепард, хоть и самый быстрый, довольно труслив. Приближаются к фаворитам северные олени. Очень стойкие, выносливые и мужественные животные.

Любимые места на Алтае

— Алтай для меня начинается от Чике-Тамана. В долине Аргута, где Сайлюгемский нацпарк, хочется быть в любое время года. Чем дальше, тем меньше растительности: Кош-Агачский район безжизненный такой, мне менее нравится, но туда тянет энергетически.

Интересные герои

— В Африке поймал себя на мысли, что меня захватывают птицы. Фотографировать их интересно, все время какой-то движняк: то вспорхнут, то летят туда-сюда, то какую-то рыбу ловят, то дерутся. Эмоционально все. Но и сложнее: они более маленькие и далекие, да и близко к себе не подпускают.

Необычный заказ

— Шейхи заказали фотографии верблюда в снегу. Два года уже пытаюсь снять в Кош-Агачском районе, где эти животные проводят всю зиму.

Техника

— Снимаю на Nikon Z-9. Фотографу дикой природы важна скорость фокусировки, количество кадров в секунду и так далее. Дополнить картинку в путешествии помогает дрон. Это необычный ракурс, который мы не привыкли видеть.

Редакция рекомендует. Подпишитесь! Телеграм, ВКонтакте