Найти тему
Учительская

О жизни, которая не повидло

На Первом канале завершился и наконец стал доступен на сайте российский восьмисерийный сериал о жизни и творчестве народной артистки СССР Фаины Раневской. Производством проекта занималась компания StarMedia. Далеко не все зрители остались довольны проектом: фильм обвиняли и в биографических допущениях и неточностях, и в искусственности обстановки, и даже в антисоветчине. Конечно, на вкус и цвет товарища нет, но все же сериал не зря вызвал резонанс, и, думается, это произошло во многом из-за превосходной игры актеров. Почему столь хорошо разыгранное прикосновение к той непростой эпохе способно высвободить силы, для того чтобы жить? Как Раневская стала мемом для современной молодежи? И тяготилась ли Фаина Георгиевна своим амплуа? «Учительская газета» попыталась посмотреть на жизнь и загадку великой актрисы сквозь призму нашумевшего фильма.

   Маргарита ЦЫГАЛЬ-ПОЛИЩУК блестяще сыграла главную роль
Маргарита ЦЫГАЛЬ-ПОЛИЩУК блестяще сыграла главную роль

Творчество живет по своим законам. Ни война, ни революция не помешали юной Фаине Фельдман сбежать в Москву из Таганрога, чтобы стать актрисой. Обойдя все театры Первопрестольной, благодаря счастливой случайности мечтательная и угловатая девица немалого роста с глубоким голосом недоразвитого гренадера получила направление в Керчь. Здесь по протекции ее приняли в театр, где каждую неделю премьера.

Юная Фаина включилась в каторжную артистическую работу. Может, мастерства и не приобрела, но заикаться перестала. Именно из-за заикания ее отец активно не видел в дочке потенциал. Но, как говорил Есенин, «лицом к лицу лица не увидать». Так и одаренность огромной Фаины, склонной к шуткам, громкому смеху и взрывному чувству юмора.

Раневская – это для современной молодежи некий мем, живущий в Сети. Она может отправить пионеров куда подальше, высказаться о двух половинках не только головы и мозга, про идиотов, от которых весело…

Может создаться такое приторно-веселое ощущение от того, что жизнь Фаины Георгиевны была неким сладким повидлом. Конечно же, это не так! В годы Гражданской, Великой Отечественной, репрессий и голода легко и по совести жить было практически невозможно.

Вот и Раневская жила сложно. Иг­ра­ла в кинематографе и театре. Зачем кино? Фаня не напрасно верила, что кто-то из родных ее увидит на большом экране. Она отчаянно играла ироничных дам, придурочных героинь, которые курят, вовремя подмигивают и смешат зрителей одним видом своей шляпки, а уж если мундштук и пенсне, то сочетание случалось настолько гротескным, что впору просто смеяться, не вникая в сказанное. «Что хочет Мусик?» – помните этот вопрос? Он был задан голосом Раневской и так и остался в памяти поколений.

Тяготилась ли таким амплуа актриса? Вопрос можно оставить и риторическим, но, вероятнее всего, да. Фаина даже в юном возрасте дурой не была, а пройдя, прострадав школу гордой и талантливой актрисы Паулы Леонтьевны Вульф, для многих звезд советского пантеона Раневская стала недосягаемой.

Чтение сценария, работа над словом, игра не на публику, но с публикой, и этот вшитый внутрь и спрятанный потайным швом вопрос: «Где же мои родные, когда же увижу? Увижу ли? Живы?»

Ответ придет через людей, которые знали ее любимого человека – чужого мужа, о связи с которым сказано деликатно и по-настоящему красиво. Умная Раневская и кадровый военный… Наверное, любовь существует, но отчего же так больно, что один вынужден тянуть лямку жизни, а другой похоронен в кремлевской стене?..

Случались ли в жизни Фаины Георгиевны радости? Безусловно! Были они не только нематериального порядка. Хотя я так и не осмыслила, чему она там, внутри себя, обрадовалась больше – груше, которую ей подарил малыш на набережной взамен на самолетик, или ордеру на однокомнатную квартиру в сталинской высотке… Понятно, что масштаб не сопоставим, а радость? А счастье в глазах, а настроение?

Когда к заспанной Раневской заглянула Любовь Орлова, чтобы сказать шепотом о кончине Сталина, Фаина Георгиевна тут же начала звонить. «Он умер» – вот что она произнесла в трубку Ахматовой, с которой они знали друг друга по эвакуации в Ташкенте.

Сыграны Анна Андреевна и Фаина Георгиевна замечательно! Величаво, характерно – залюбуешься и поверишь, что, возможно, так все и было… Гуляли рука об руку, курили, носили сумочки на локотке, плащи и простые туфли и юбки. Но сквозь такую внешнюю сероватость ярче светились глаза, люди казались заметнее. Настоящие, хотя, как и во все времена, разные встречались. И это с юмором, иногда и с тоской показано в восьмисерийном сериале.

Встретилась ли Фаина с отцом и матерью? Как сложилась ее жизнь с сестрой, вернувшейся в Москву? Чьим голосом говорит Фрекен Бок в мультфильме «Малыш и Карлсон»? Об этом и многом другом узнает каждый, кто решится провести несколько вечеров с Фаиной Георгиевной.

Возможно, это время покажется кому-то напрасно потраченным, но на деле прикосновение к той непростой эпохе, решениям сильных людей и их поступкам как-то высвобождает силы, для того чтобы жить.

Последняя серия, я полагала, будет самой печальной из всех, но режиссер нашел удивительный ход прощания с теми, кто дорог. Эта неповторимая интонация – подсказка нам о том, что память – удивительная возможность не терять ту незримую нить, которая может стать путеводной для нас.

Мария ГОЛУБЕВА

Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».